Информация для педагогических работников

Игры на свежем воздухе

 

 Дошкольный возраст- это период, когда ребенок быстро растет и развивается, овладевает знаниями. Поэтому очень важно помочь ему научиться правильно воспринимать внешний мир, окружающие его предметы и явления . Задача дошкольного учреждения – обеспечить всестороннее гормональное развитие и воспитание детей .

    Выполнение ее осуществляется разными средствами. Среди них важное место принадлежит игре. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого-умельцем . Словно волшебная палочка игра может изменить отношение к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим .Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

    Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников. Их характер, привычки , организаторские способности , творческие возможности , что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей . И, что очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

    Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и другие. Все  они нужны и по-своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают физиологические процессы. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества — быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки ориентации в пространстве и др. Воспита гель должен проводить шру живо, интересно, эмоционально. Только при правильном руководстве со стороны воспитателя игра может оказывать положительное влияние на ребенка. Подбирая игру, воспитатель обращается прежде всего к программе воспитания и обучения в детском саду, где перечень игр составлен с учетом общей двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Выбор игры определяет её место в режиме дня. На первой прогулке целесообразны игры более динамичные, на второй – игры различные по двигательной характеристике.

    Организация малышей на игру требует от педагога большой находчивости .Особенно важно вызвать интерес к игре в самом её начале. Большой эффект дает обыгрывание атрибутов. Например, воспитатель надевает маску -шапочку кошки и говорит : « Смотрите, кто к нам пришел погулять…» Старшие дети любят и умеют играть. В этой группе приемами организации детей выступают песенки, загадки, стихи на тему игры. Объяснение игры должно быть кратким, понятным, эмоциональным, интересным. Нельзя объяснение игры начинать с назначения ребенка на главную роль или раздачи атрибутов, т.к внимание детей к инструкции падает . Если есть слова, то специально их во время объяснения разучивать не следует. Дети запоминают их в ходе игры . Если игра знакома, то отдельные моменты можно уточнить с помощью вопросов.

   Когда педагог проводит игры с 1 младшей группой, то непосредственно сам участвует в игре, выполняет как главную так и второстепенную роль . Трехлетним детям в знакомых играх можно поручить исполнение главной роли. В средней и старшей группах руководство опосредованное. Иногда воспитатель может участвовать в игре (если она новая или по условиям игры не хватает пары).

   Во второй младшей  группе итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Обязательно малышей нужно похвалить . В средних и старших группах отмечают тех , кто правильно выполнил задание, проявил ловкость, быстроту. Называются педагогом и те дети, которые нарушили правила, неправильно выполнили движение. Замечания даются корректно в доброжелательной форме.

    Подведение итогов игры должно вызывать желание у детей в следующий раз добиться еще лучших результатов.

    Кроме того, что с детьми проводятся подвижные игры необходимо их заинтересовать в выполнении самостоятельно каких-либо движений. Обычное оборудование участка ставим привычным, сделать привлекательным. Это совсем не сложно обязательно  ежедневно; сегодня на гимнастической лестнице поместить мишень для метания , завтра приставить к ней пару кубов и наклонить доску, соединить 2-3 пособия «дорожкой» из чурбачков. Незамеченным это не останется – дети обязательно отблагодарят за такое внимание к ним своей двитагательной фантазией и хорошим поведением.

   Проведение на свежем воздухе занятий, игр и упражнений усиливает их эффективность. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей , повышают их работоспособность, способствуют закаливанию организма, снижению простудных заболеваний. Организация различных физических упражнений и игр на свежем воздухе оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей , помогает укреплению воли , развитию смелости, самостоятельности. Расширяют знания детей о природных и погодных явлениях, помогают установить причинные связи между этими явлениями, что, в свою очередь, влияет на развитие мышления и речи.

свернуть

Закаливание воспитанников в летний период

Закаливание – система процедур, направленных на выработку закаленности.

Закаленность – это качество организма, обеспечивающее ему сопротивление неблагоприятным метеорологическим воздействиям. Закаливающие процедуры позволяют выработать у детей условный рефлекс на охлаждение, при котором терморегулирующие механизмы у детей (усиление обмена веществ) включаются адекватно условиям, быстро и без напряжения. У незакаленного ребенка слабо выражены все терморегулирующие реакции, и охлаждение организма наступает значительно быстрее.

В систему закаливающих процедур входят:

  • Общие и местные воздушные ванны;
  • Общие и местные водные процедуры и хождение босиком;
  • Использование ультрафиолетового излучения (солнечные ванны и искусственное облучение).

В летний период при благоприятных микроклиматических условиях, длительном пребывании на свежем воздухе и купании дети закаляются, но это состояние без соответствующего подкрепления закаливающими процедурами исчезает  через 1-1,5 месяца. Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы лечебно-профилактических мероприятий. Для достижения оздоровительного эффекта в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Выделяются три режима закаливания:

  • Начальный – тренирует только физические механизмы терморегуляции (короткие процедуры, обязательно закаливающие теплом);
  • Оптимальный – стандартная методика;
  • Специальный – интенсивные закаливание с участием химических процессов терморегуляции.

Детям первой группы здоровья возможно сразу назначение оптимального режима с переходом в последующем на специальный.

Детям второй группы здоровья закаливание проводят с начального режима, затем переходят на оптимальный. Вопрос о специальном режиме решается индивидуально.

Детям третьей группы здоровья длительно (не менее 1,5 мес.) закаливание ведется по начальному режиму с постепенным переходом на оптимальный. Специальный режим не используется.

Постоянных противопоказаний для проведения закаливания нет. Могут применяться лишь ограничения в дозе и длительности воздействующих  факторов с учетом состояния здоровья. Временными противопоказаниями являются: острый период заболевания, обширное поражение кожи, тяжелые травмы. После острого периода заболевания длительностью до 10 дней величина холодового воздействия ослабляется  на 2-3 градуса С по сравнению с температурой последних процедур. При прекращении закаливания  на 10 дней и более рекомендуется  возвращаться к начальной методике закаливания.

Воздушные ванны

По вызываемому теплоощущению воздушные ванны из всех естественных процедур рассматриваются как наиболее «мягкие» и безопасные. С них обычно и рекомендуется начинать систематическое закаливание организма ребенка. Основной лечебный фактор – дозированное охлаждение.

Закаливающее действие воздуха связано с разницей температур между ним и поверхностью кожи. Слой воздуха, находящийся между телом и одеждой, обычно имеет  постоянную температуру около 27 – 28 градусов С. Разница между температурой  кожи одетого человека и окружающим воздухом, как правило, невелика, поэтому отдача тепла организмом почти незаметна. Как только тело человека освобождается от одежды, процесс отдачи тепла становится интенсивным. Чем ниже температура окружающего воздуха, тем большему охлаждению подвергаются дети. Однако закаливающее действие воздуха зависит не только от температуры. Существенную роль играют влажность и и скорость движения воздуха.

Влажный воздух, благодаря большой теплопроводности водяных паров, отнимает от тела больше тепла, чем сухой. Ветер, непрерывно унося окружающий нас слой нагретого воздуха, также увеличивает потери тепла организмом. Поэтому при осуществлении закаливания воздухом, помимо температуры, необходимо учитывать влажность и скорость движения воздуха.

Различают полные ванны  и полуванны (до пояса), общие и частичные. К частичным воздушным ваннам относятся сон на свежем воздухе, частичное оголение тела (занятия физкультурой в соответствующей  форме одежды, прогулка в облегченной одежде). По холодовой нагрузке они могут быть холодные (ниже 14 градусов С), прохладные (от 20 до 14 градусов С и ниже), индифферентные (17-21 градусов С)  и теплые при температуре от 30 до 20 градусов С.

Прием воздушных ванн проводят в хорошо проветриваемом помещении. Первые воздушные ванны для здоровых детей могут длиться  10 – 30 мин при температуре воздуха 17-24 градусов С в зависимости от возраста. В дальнейшем их продолжительность ежедневно увеличивается на 10 мин и доводится до двух часов.

В весенне-летний период воздушные ванны принимают на участке, защищенном от прямых солнечных лучей. Наилучшее место для процедур – затененные участки с зелеными насаждениями, удаленные от источников возможного загрязнения атмосферы пылью и дымом. При этом дети находятся в облегченной одежде (трусы, панама), в зависимости от погоды можно обувать тапочки, надевать майки и т. п. Во время приема воздушных ванн дети должны находиться  в движении  (подвижные игры или развлечения). Полные воздушные ванны можно начинать в комфортных условиях при температуре – до 14-15 градусов С. Во всех случаях скорость движения воздуха не должна превышать 0,1 м/с, а относительная влажность быть в пределах 40-65 %. Время приема воздушных ванн лимитируется режимом дня и погодой.

При воздействии холодного воздуха на большую поверхность тела организм отвечает определенной реакцией. Вначале, вследствие  большой отдачи тепла, возникает ощущение холода, но затем кровеносные сосуды кожи расширяются, приток крови к ним увеличивается, ощущение холода сменяется приятным ощущением тепла. Если же станет холодно, появится «гусиная кожа», озноб немедленно надо одеться и выполнить небольшую пробежку, несколько гимнастических упражнений.

В сырую и ветреную погоду продолжительность процедур сокращается. При дожде, тумане и скорости движения воздуха свыше 3 м/с их лучше не проводить.

Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха или увеличением длительности процедур при одной и той же температуре.

Прохладные климатопроцедуры улучшают умственную и физическую работоспособность, нормализуют высшую нервную деятельность, уменьшают кислородную задолженность на 15-25 %, укорачивают на 20 – 30 % восстановительный  период после стандартной физической нагрузки. При этом увеличивается церебральный  кровоток, активизируется деятельность щитовидной железы и надпочечников.

Водные процедуры

Водные процедуры, по сравнению с воздушными, безусловно более энергичное средство закаливания организма. Применяются следующие их виды: обтирание и общее обливание тела, обливание ног, купание  в открытых водоемах и контрастные процедуры. Водные процедуры начинают проводить водой нейтральной температуры. Температура кожи груди в области сердца, по которой определяют нейтральную температуру воды, колеблется в зависимости от возраста. Так у грудных детей она находится в пределах 35-36 градусов С, у взрослых – в пределах 30-33 градусов С. Для детей первой группы здоровья температуру воды постепенно снижают и доводят до 20-14 градусов С в зависимости от возраста.

Наиболее мягкой водной процедурой является обтирание. Слегка отжатой салфеткой обтирают вначале верхние и нижние конечности от периферии к центру, затем спину, ягодицы, шею, грудь, живот. Для обливания пользуются душевыми сетками или садовыми лейками. Высота струи должна быть не менее 50 см над головой, при этом голову не смачивают.

Температура воды при обливании на 1-2 градуса С выше, чем при обтирании. При обливании ног температура воды, наоборот, должна быть на 1-2 градуса С ниже, чем при обтирании.

Купание в открытых водоёмах

Купание в открытых водоемах – мощный оздоравливающий фактор, оказывающий многократное воздействие на организм, улучшающий теплорегуляцию и обмен веществ, активизирующий деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Купание в открытых водоемах разрешается в том случае, если он чистый и имеет песчаное дно. Для детей дошкольного возраста участок водоема должен быть огражден, высота водного столба должна доходить до груди самому низкорослому ребенку. Для плавания выбирается водоем с проточной водой. Место для купания располагается по течению выше любых возможных стоков, мест водопоя скота, стирки белья. Желательно, чтобы берег был песчаный, не заболоченный, а дно покатое, без ям, обрывов, коряг, холодных ключей. Вода в водоеме должна обязательно подвергаться химико-бактериологическому исследованию не реже 1 раза в месяц.

Солнечные ванны и их применение

Солнечные ванны представляют собой климатическую процедуру, при которой обнаженное тело ребенка подвергается воздействию солнечной радиации, а также окружающей среды. Данная процедура – важный элемент закаливания. При приеме солнечных ванн надо помнить о постепенном нарастании нагрузок. Солнечные ванны целесообразно принимать утром, – когда земля и воздух  менее нагреты, жара переносится значительно легче. В середине дня солнечные лучи падают более отвесно и опасность перегревания организма увеличивается. В связи с тем, что терморегуляция у детей дошкольного возраста развита недостаточно, неподвижное положение лежа на солнцепеке вызывает перегревание. Дошкольникам рекомендуется принимать солнечно-воздушные ванны при спокойных движениях (например, игра в песке). Длительность солнечно-воздушных ванн постепенно увеличивается с 4 до 40 мин. Весной и осенью лучшее время для солнечных ванн – от 11 до 14 часов. Ванны следует принимать не менее чем за 1,5 ч до еды или спустя 0,5 ч после.

Различают общие солнечные ванны (одежда – только трусы) и местные. При этом на организм ребенка действуют все виды радиации – прямая, рассеянная, отраженная и суммарная. Отраженная и суммарная включают все виды излучения – тепловое, видимое и ультрафиолетовое. Рассеянная радиация, идущая от небосвода, содержит ультрафиолетовые и тепловые  лучи. И прямая, и рассеянная радиации способны вызвать загар. Одномоментное действие различных по характеру лучей солнца вызывает разные по характеру и времени реакции.

Наибольшее биологическое воздействие на организм оказывают ультрафиолетовые лучи, находящиеся в невидимой части спектра солнечной радиации. Под влиянием солнечных облучений повышается тонус центральной нервной системы, в коже образуется витамин D, улучшается обмен веществ и состав крови, активизируется деятельность желез внутренней секреции. Все это положительно сказывается на работоспособности и общем настроении человека. Солнечный свет к тому же оказывает губительное действие на различные болезнетворные микробы.

Живительные солнечные лучи – постоянно действующий фактор внешней среды, оказывающий непосредственное влияние на целый ряд функций организма человека. Если по каким-либо причинам человеческий организм лишается возможности широко ими пользоваться , то в организме развивается состояние, известное как «световое голодание» – снижается тонус центральной нервной системы, защитные силы организма, обменные процессы. У детей «световое голодание» приводит к заболеванию рахитом. 

Солнечный свет – мощное лечебное и профилактическое средство. Однако надо помнить, что положительное воздействие на организм оказывают только определенные дозы солнечной радиации. Неумелое общение с этим природным фактором может нанести непоправимый вред – вызвать серьезные расстройства нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Поэтому необходимо учитывать действие на организм человека не только таких климатических факторов, как температура окружающей среды, влажность воздуха, его движение, но и ультрафиолетовую радиацию.

Закаливание солнцем можно начинать с первых теплых весенних  дней и продолжать его летом и ранней осенью. Если прием солнечных ванн начинается с запаздыванием, в середине лета, то их продолжительность следует увеличивать особенно осторожно.

В детском дошкольном учреждении солнечные ванны назначают детям после окончания периода адаптации и приема воздушных ванн. Их проводят в утренние или вечерние часы на пляже.

Солнечные ванны рекомендуется принимать спустя час-полтора после еды, при температуре воздуха – 18 – 25 градусов С. Детям основной и подготовительной групп солнечные ванны следует начинать с 2-3 мин для младших и с 5 мин для старших, постепенно увеличивая процедуру до 30 -50 мин. Детям специальной группы солнечные ванны разрешаются только по назначению врача.

Контрастные процедуры

К контрастным процедурам, которые можно проводить только здоровым детям, относится шотландский душ, т.е. душ с попеременной сменой теплой и холодной воды с разницей температуры от 3до 10 градусов С (например, 32 и 23 градусов С)Закаливающей процедурой такого же типа является прямая солнечная ванна с последующим купанием или приемом душа. Сюда же относится воздушная ванна при низкой температуре воздуха с последующим лучистым естественным или искусственным обогреванием. После любой водной процедуры тело необходимо растереть до легкого покраснения. Время проведения водных процедур должно быть точно фиксировано в режиме дня. Их целесообразно проводить тотчас после утренней гимнастики или перед обедом.

Хождение босиком

Хождение босиком – важное закаливающее средство, поскольку охлаждение ног дает рефлекторную реакцию спазма сосудов кожи, носоглотки, почек и чаще всего бывает причиной возникновения так называемых простудных заболеваний. Кроме того,  хождение босиком является профилактикой плоскостопия.

Схемы проведения комплекса закаливающих процедур в летний период представлены в таблице.

Таким образом, рациональное проведение неспецифических закаливающих мероприятий с самого раннего возраста может способствовать укреплению здоровья детей, подготовке организма ребенка к проведению уже специальных закаливающих мероприятий

Естественные силы природы – воздух, вода, и солнечные лучи – были и остаются нашими союзниками, источниками бодрости и здоровья, непревзойденными средствами закаливания в летний период.

свернуть

Организация детского творчества летом

 Летний оздоровительный период – чудесное время для развития у детей дошкольного возраста навыков творчества. Ведь недаром дошкольное детство – наиболее благоприятный период для развития личности ребёнка, его психических процессов, таких как речь, мышление, память, внимание, ощущение и воображение. Детское творчество, которое представляет собой самостоятельную деятельность - это импровизация, фантазирование, создание нового и неповторимого. В своем творчестве ребёнок не только фантазирует и развивает своё воображение, он познает мир, развивает свою любознательность, интерес ко всему новому и неизведанному. Творчество – это то, что заложено в человеке с детства, важно лишь умело развивать эту присущую человеческой личности способность.

   Организованная детская деятельность в детском саду предусматривает развитие творческих способностей. Летнее время, когда отсутствует систематическая непосредственно образовательная деятельность, позволяет наилучшим образом организовать данную деятельность детей. Развитие творческих способностей ребёнка – задача взрослых: родителей и педагогов.
   В летний период воспитатели продолжают работу с детьми по формированию конструкторских способностей. Ребятам предлагают настольные строительные наборы, конструкторы, соответствующие возрасту, занимательные игры-головоломки, дидактические пособия (по плоскостному моделированию, наборы чертежей с разными конструкторскими задачами и пр.), Удобнее организовывать данную деятельность на верандах, в беседках, чтобы исключить потерю мелких деталей и частей.

  Основное внимание уделяется организации самой характерной детской деятельности в летний период — строительству из песка. В процессе данной работы развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности ребят, воображение, эстетический вкус. Дошкольники учатся умению действовать сообща, у них формируются навыки самостоятельной деятельности, гуманные чувства и положительные взаимоотношения друг с другом.  Самым главным условием для организации данной работы является подготовка песка. Он должен быть чистым (при необходимости просеянным) и влажным. Для детей младших групп детского сада нецелесообразно отводить для данной работы большие площади, поскольку малыши не создают крупных сюжетных построек, объединяя их общим содержанием, действия их чаще носят процессуальный характер, постройки еще несовершенны и просты. Поэтому удобными считаются небольшие переносные песочницы на ножках (1 м 20 см х 1 м 20 см, высота 50-60 см). Они могут иметь любую форму, съемные зонтики, при необходимости такие песочницы можно накрывать полиэтиленовой пленкой для защиты песка от загрязнения.

  Для детей средней группы на участке тоже используют подобные переносные песочницы. Желательно иметь их четыре. Опыт показывает, что лучше сдвигать песочницы по две, поскольку дети собираются в игре в небольшие группы, начинают объединять свои постройки общим содержанием. (Например: несколько ребят в одной песочнице строят комнату, а другие в соседней — улицу, садик, после чего сообща обыгрывают постройки.)

  Для детей старшего дошкольного возраста необходимо большое количество песка, значительные площади для организации строительной деятель­ности (3x4 м). Ведь дети уже создают крупные, коллективные постройки, объединяются в большие группы, развертывают интересные сюжеты игр в песке. Постройки носят содержательный, творческий характер, отличаются конструктивной сложностью. Ребята сами следят за чистотой песка, его подготовленностью к работе. Дети работают аккуратно, не пачкая одежду, обувь (в теплую погоду играют в песке босиком), приучены мыть руки при необходимости без напоминания. Поэтому для организации деятельности детей старшего дошкольного возраста можно строить различные песочные дворики прямо на земле. Обычно их размещают под деревьями, чтобы оградить детей от перегрева на солнце, а песок от пересыхания. При отсутствии деревьев рекомендуются теневые зонты. Не устраивайте песочные дворики в постоянной тени: в прохладное время здесь будет сыро, холодно, неуютно. Кроме того, солнце — источник борьбы с различными вредоносными организмами. Приучайте ребят бережно относиться к материалу, не разносить песок по участку.  

   Для работы с песком детям младшего дошкольного возраста можно предлагать пластмассовые вёдра, совки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие лю­дей, знакомых детям животных, транспортные средства. Можно предложить малышам для игры кукольную посуду, куски клеёнки, цветной плёнки, фанерные пластины для изготовления на них куличиков.

  Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы с увеличением количества различных дополнительных средств: пластин фанеры разного размера и кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек и др.).

  Для организации конструктивной деятельности детям старшего дошкольного возраста предлагайте более мелкие игрушки, отвечающие детским представлениям, увеличьте количество дополнительного материала и разнообразьте его. Это могут быть обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), различные пластмассовые и металлические коробки, банки разной формы и размера для формовки и др. Детям уже можно предлагать для строительства ёмкости, которые они наполняют водой, и организовывать игры с водой в песке. Можно использовать полиэтиленовую плёнку, которой ребята выстилают дно сооружений, создавая бассейны, пруды, озёра, реки, и разыгрывают сюжеты игр.

         Чтобы дать детской деятельности правильное направление, педагоги обогащают их опыт различными знаниями, впечатлениями, умениями. Для этого используются известные методы (наблюдение, экскурсии, чтение художественных произведений, беседы об увиденном, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и др.), что даёт возможность познакомить ребят с различными видами архитектуры, особенностями сооружений, обогатить их представление о разных видах транспорта, о людях разных профессий и т.д. Организуя работу, педагоги часто сами включаются в строительство, объясняют, показывают приёмы работы с материалом, помогают детям развивать сюжеты игр. Развитию интереса к строительству способствует привлечение детей к изготовлению различных поделок для обыгрывания построек.

 Воспитатели стремятся применять в работе такие приёмы, которые способствуют развитию у ребят изобретательности, стремления к творческому поиску. Например, «Что нужно сделать, чтобы зайка поместился в твоём домике?»,— спрашивают малыша. «Догадайтесь, как из горки сделать мост?» — вопрос к детям средней группы. «Придумайте, как с помощью шланга провести водопровод, чтобы налить воды в этот бассейн. Что нужно сделать, чтобы укрепить эти части построек?» (воткнуть между ними палочки-стержни) — вопросы к ребятам старшего дошкольного возраста.

  В процессе строительства педагоги стремятся целенаправленно формировать у ребят навыки общения. В группах младшего дошкольного возраста детей продолжают учить действиям с песком, умению выражать свои мысли и желания, что способствует развитию навыков общения: «Пригласи поиграть! Поблагодари за помощь!» Воспитатели стимулируют желание малышей участвовать в совместных играх, дают возможность ощущать радость от совместных действий (пример: «Ходят друг к другу в гости с куклами, угощают их "пряниками", "пирожными из песка. В группах младшего дошкольного возраста педагоги развивают не только навыки индивидуальной самостоятельности, но взаимопомощи и взаимообучения: «Научи Наташу строить дорогу!» Формируют у малышей устойчивые мотивы к активной совместной деятельности (пример: сюжетно-ролевая игра «Кондитерский магазин»).

  В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспитатели ставят основной задачей формирование у ребят определённой самостоятельности и навыков самоуправления в процессе совместной деятельности с песком (небольшие подгруппы из 3-4 детей). Ребят учат ставить цель, находить конструктивное решение на основе имеющегося опыта, самостоятельно или с помощью взрослого планировать работу, вместе строить, объединяя свои постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели. Поощряют высказывать своё мнение, выслушивать других, не конфликтовать, подчинять свои желания желаниям товарищей, с которыми строишь. Основными методами и приёмами при этом являются совместное обсуждение конфликтных ситуаций, включение педагога в деятельность ребят, пример его общения с детьми. Воспитатели постоянно поощряют коллективное строительство: «Как дружно вы трудитесь! Какой красивый город построили! Хорошо бы сохранить постройку, а сегодня вечером продолжить работу, сделать пруд, пляж, посадить парк». Такие предложения служат для детей программой созидания и учат" бережно относиться к результатам общего труда.

  В группах старшего дошкольного возраста у детей должны быть сформированы навыки совместного строительства. Чтобы ребята объединились в большие подгруппы, постройки имели интересное содержание и многообразие в соответствии с их умениями и представлениями, необходимо совместное обсуждение работы, поэтому воспитатели побуждают, направляют детей сначала к обговариванию деятельности, затем к её планированию. При этом особенно действенным приёмом в совместном строительстве больших объединений ребят является предложение детям выбирать поочерёдно бригадиров, которые учатся направлять общую деятельность к единой цели.

   Педагоги не допускают, когда ребята бесцельно копаются в песке, скучая при этом, когда от скуки развиваются игры с отрицательным содержанием (кидаются друг в друга песком, валяются, закапываются и др.). Воспитатели стремятся организовать деятельность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.

  Тематика построек из песка перекликается с тематикой занятий по конструированию из строительного материала и конструкторов, что даёт возможность научить ребят строить сооружения, выполняя их из разных материалов. В группах младшего возраста воспитатели учат малышей сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в небольшие низкие формочки и мастерить пирожки, пряники, торты и другие угощения для кукол. Можно научить малышей строить будку для игрушечной собачки. Воспитатель сгребает песок в кучку, уплотняет её и делает в ней углубление совком у её основания, предлагает малышу поместить в неё собачку. Научить проводить в песке дорожку, продвигая по нему дощечку, лежащую плашмя, и слегка придавливая её к песку. После чего вместе с детьми воспитатель делает на дорожке кочки (кучки) и ямки, и постройка обыгрывается, например, с использованием народной потешки. Воспитатель продвигает по дорожке игрушку, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке в ямку — бух!»  Малышей продолжают учить приёму формовки. Воспитатель показывает, как набирать полную форму, уплотнять в ней песок, опрокидывать ее, где необходимо по ней постучать, как поднимать, не повредив куличик. Таким образом, формуются торты, башни, домики. Можно научить ребят строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается и с помощью дощечки на ней прокладываются спуски у горки (аналогично строительству дорожки). После этого можно научить малышей строить скамеечку, ворота, стол, стул, мост (на один или два куличика, стоящих рядом, накладывается пластина). Можно научить детей строить заборчики, сгребая песок с двух сторон руками и уплотняя его, постепенно надстра­ивая сооружение в длину по направлению к себе.

  В средней группе педагоги закрепляют у детей умение формовать различные детали, сооружая несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трёх форм разного объёма. Сначала формуется основание — самая крупная деталь, на неё водружается деталь поменьше и завершает башню самая маленькая, которая украшается флажком.

 Ребят продолжают учить самостоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, заборы, загоны и др. На одинаковом расстоянии устанавливаются куличики, а между ними вставляются палочки, либо несколько в ряд, либо по одной горизонтально, один конец вставляется в боковую часть одного куличика, другой в соседний. Дети продолжают строить мебель, украшают «комнаты» различными дополнительными материалами. Воспитатели побуждают детей к играм с постройкой, при необходимости подсказывают сюжеты, помогают их развивать.

  Детей старшей группы учат сооружать из песка более сложные и крупные постройки. Воспитатели объясняют, как вырезать с помощью лопаток или дощечек из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и т.д. У детей при этом развивается умение организовать пространство, предвидеть размер и форму будущего сооружения. Ребята приспосабливают для формовки самые различные материалы. Крупные формы сооружают с помощью деревянных рамок, полых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диаметра (в данном случае форма не переворачивается, а снимается, поднимается вверх).

 Дети строят высотные дома, дворцы, терема, театры, ракетодромы, прокладывают железные дороги, сооружают бассейны, озёра. При этом щедро украшают постройки различными материалами и деталями.

 Педагоги побуждают ребят строить по разным темам (порт, детский сад, микрорайон и др.), по знакомым сказкам (например, «Царевна-лягушка», «Заячья избушка», «Снежная королева» и др.) и разыгрывать сказочные сюжеты. Детям предлагают в качестве образцов для строительства фотографии, рисунки с изображением различных сооружений.

   Летний период необходимо использовать для организации разнообразного ручного труда. У детей закрепляют имеющиеся навыки работы с различными материалами, учат мастерить поделки для своих игр. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, педагоги часто мастерят в присутствии детей, побуждая малышей к помощи (намазать, приложить, подержать). И тут же изготовленные атрибуты, игрушки предлагают малышам для игр.

    С детьми среднего дошкольного возраста воспитатели делают несложные игрушки и атрибуты из бумаги, тонкого картона (сумочки, коробочки, бинокли, бескозырки из коробок, катушек и пр.). Дети вырезают детали по разметкам, сделанным воспитателем, самостоятельно украшают поделки элементами из цветной бумаги, кусочков ткани.

   Дети старшего дошкольного возраста мастерят игрушки из различных материалов, бумаги, картона, поролона, проволоки, ткани и др., используя свой опыт, развивая его, приобретая новые умения.

 Педагоги поощряют стремление ребят делать атрибуты к сюжетно-ролевым играм (например, к игре «Корабль» — якорь, спасательные круги, бескозырки, сигнальные флажки, трубы и пр.), изготавливать из разных материалов кукол для театра, шить юбки, пелеринки, фартуки, шапочки, делать короны, пояса и прочие элементы, наряжаться и играть в сказки, делать в подарок малышам игрушки и атрибуты (например, изготавливать поделки из бумаги по принципу оригами, папье-маше, шить из ткани, плести из проволоки).

   Лето — благодатная пора для организации работы с природным материалом. Данная деятельность развивает у детей: интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней; эстетическую отзывчивость и художественный вкус; творческое воображение и конструкторские способности; сноровку, изобретательность; умение целесообразно и бережно
использовать дары природы; трудолюбие, усидчивость, терпение.

 Благодаря работе с природным материалом ребёнок знакомится с его свойствами, у детей развивается мелкая моторика кистей рук, координация движений и др. Воспитатель организует с детьми наблюдения в природе, прогулки, экскурсии, сбор природного материала, учит детей собирать природный материал так, чтобы не нанести ущерб природе: береста и кора снимаются с поваленных деревьев, веточки — сухие, а шишки, семена, листья — опавшие. К сбору природного материала воспитатель приобщает детей начиная с младшей группы. Это разнообразные шишки, семена (липы, клена, ясеня), корни, изогнутые веточки, древесина, кора, ветки, желуди, мох, солома, трава, древесные спилы, листья, засушенные лепестки цветов и т.д.

  Хранится природный материал в коробках под крышками. Если коробки большие, их делят внутри на ячейки и используют для хранения ракушек, перьев, косточек, желудей, разного мелкого материала. На крышке коробки наклеиваются соответствующие обозначения с тем, чтобы ребёнок мог быстро найти все необходимое.

   Развивая у детей младшего дошкольного возраста интерес к природному материалу, воспитатель рассматривает его с детьми, ощупывает, обращает внимание на его красоту, соединяет детали, спрашивая малышей, на что похоже, побуждает их отбирать шишки, желуди, каштаны, прикладывать их друг к другу, накладывать, фантазировать, называя образы. Педагог мастерит в присутствии детей, просит малышей оказывать себе посильную помощь, подключает к деятельности детей старшего дошкольного возраста, вместе с ними организует игры с получившимися поделками. Например, показывает настольные театры, играет в бытовые сюжетно-ролевые игры и пр. Дети сами под руководством воспитателя смогут сделать нехитрые поделки, например, если намазать клеем внутреннюю часть половинки скорлупы грецкого ореха и надеть ее на шишку — получится грибок, а если к данной поделке приклеить бороду из мха, вставить веточки в чешуйки шишки, грибок превратится в старичка-лесовичка. Если в кусочек коры вставить палочку, а на нее надеть парус из бересты, получатся лодочка, кораблик, плот и пр.

  Осуществляя работу с детьми старшего дошкольного возраста, педагоги закрепляют у них приобретённые навыки: знакомят с разнообразными видами природного материала, учат способам обработки, скрепления. Например, дети зачищают части отломленных веточек, придают необходимую форму коре, удаляют лишние части корешков.  Детей учат скреплять детали с помощью стержней. (Веточка заостряется с двух сторон, концы намазывают клеем, вставляют в отверстия одной детали (туловище), затем насаживают на противоположный конец другую деталь (голову) и прижимают их друг к другу.) Дети могут сделать разных птиц, животных, человечков из шишек, желудей, каштанов. Из опавших листьев, лепестков цветов, ракушек, соломки дошкольники изготавливают декоративные панно. Наклеивают детали на мешковину, рогожку, картон, фанеру, украшают коробочки, наклеивая на них узоры из бумаги или соломки.

  Детей учат при изготовлении фигурок передавать движение животных и людей, создавать различные композиции с использованием природного материала на песке, например, «Африка», «Пустыня», где дети располагают сделанных своими руками из природного материала разных экзотических животных: жирафов, слонов, кенгуру, обезьян, зарывают в песок емкость с водой — водоем, оформляют его камушками, корнями, растениями; возле водоема устанавливают крокодилов, носорогов. Для оформления композиций используют веточки, мох, емкости с водой, драпируют корнями, корой. Можно использовать перья птиц (их необходимо вымыть, ошпарить и высушить, положить в целлофановый мешок, наполнить его воздухом и ударить о край стола — перья распушатся). После чего ребята играют.

   Лето — это пора цветов. Дошкольники ухаживают за цветами на газонах. Воспитатели привлекают внимание детей к их красоте и разнообразию, учат любоваться ими, различать, бережно относиться, правильно и вовремя срезать для букетов. Хорошо, если летом детей окружают цветы не только на участке, но и в помещениях детского сада тоже царит радостное, летнее настроение, которое создают красивые, со вкусом составленные букеты. Известно, что любое помещение всегда преображается, если в нем появляются цветы.

   В  учреждениях букетами украшают холлы, групповые и раздевальные комнаты, прихожие, лестничные проемы, коридоры.

   Украшая помещение, необходимо прежде всего соблюдать чувство меры. Изобилие цветов и букетов может сделать любое помещение нелепым и безликим. В оформлении букета большое значение имеет подбор соответствующих ваз, кашпо, подставок. В дошкольных учреждениях широко применяют керамические изделия, стеклянные и пластмассовые вазочки, плошки, тарелки, розетки, подносики, корзиночки разной формы и размера. Для высоких, и стройных цветов хороши вазы конической формы. Для невысоких, низкорослых подходят невысокие и плоские. В низких вазах цветы размещают асимметрично, используя стебли разной высоты. Цветы в букете располагают просторно, чтобы каждый цветок был виден.

  Составляя композиции из цветов, постарайтесь всякий раз привлекать ребят. Ведь это занятие имеет большие возможности для эстетического воспитания. Опыт работы с детьми по обучению аранжировке букетов подтверждает, что дошкольники эмоционально откликаются на красоту, интуитивно чувствуют несовместимое, лишнее и благодаря фантазии и образному мышлению способны испытывать чувство наслаждения от любования цветами, желание создавать прекрасное. Дошкольники довольно тонко чувствуют настроение композиций и умеют давать им образные названия, порой даже более подходящие и неожиданно меткие, нежели когда это делают взрослые.

  Не все цветы уживаются в одном букете с другими. Чтобы цветы дольше сохраняли свою свежесть, можно класть в вазу таблетку аспирина и уголь. Аспирин окисляет воду, а уголь обладает антисептическим действием. А вот сахаром увлекаться не следует. От него в воде быстрее размножаются микроорганизмы, способствующие гниению. А если его используют при изготовлении питательной смеси, то обязательно в сочетании с какой-либо кислотой (лимонной, яблочной). Например, для сирени, гладиолусов, нарциссов, флоксов, пионов, гвоздик, тюльпанов смесь готовят из следующих компонентов: один литр кипяченой холодной воды, две столовые ложки сахара, пол чайной ложки кислоты.

  Рассмотрим некоторые методы и приёмы, применяемые в работе с детьми, направленные на развитие у них эстетической отзывчивости, желания создавать композиции, познавать секреты и законы аранжировки.

 Самый действенный приём, позволяющий привлечь внимание детей, — это работа воспитателя в их присутствии. Педагог спокойно, неторопливо начинает любоваться цветами, при этом ласково разговаривает с ними, показывая детям, что данное занятие доставляет ему эмоциональное наслаждение. Затем постепенно начинает приобщать к своей деятельности ребят: «Посмотри, Светочка, какие нежные лепестки у этой лилии», «Давайте подберём для этих цветов вазочку. Поставим сначала в эту, а теперь в эту (две абсолютно разные по форме, материалу, величине, цвету вазы). Как вы думаете, в какой вазочке данным цветам больше нравится?» Детям показывают и объясняют, почему нужно наливать неполную вазу. (Цветок «пьёт» воду только кончиком стебля.) Если наливать много воды, стебли гниют. Показывают способы обрезки стеблей (секатором срезают под углом). После этого целесообразно научить детей составлять простой классический букет. Самый крупный цветок на длинном стебле — папа. Он устанавливается прямо и его «голова» смотрит чуть налево. Мама пониже папы, стоит чуть позади, но при этом обязательно поглядывает на папу. Ребенок — это самый низкий цветок, он стоит впереди папы и мамы и смотрит на обоих, но при этом немножечко больше на папу. Чтобы цветам было уютно в их доме-вазе, желательно дополнить композицию зеленью (веточками, листьями любого размера и формы, разместив их так, чтобы не заслонять цветов, соблюдая при этом чувство меры). Детям показывают и рассказывают, что понятие букет вовсе не означает, что в нём много цветов. Композиции бывают и из одного цветка. Главное в том, чтобы подобрать к цветку красивые сочетания из веточек, корешков, камней, листьев, мха.

 Испытанным методическим приёмом является игра «Что здесь лишнее?» Воспитатель, составляя букет, намеренно приставляет, прикладывает детали, которые в конкретном случае выглядят нелепо и портят композицию. Например, в глиняном горшочке размещает ромашки, любуется скромной красотой букета, затем ставит в середину или розу, или крупный георгин, или гладиолус. Спрашивает детей, красивее ли стал букет, что в нём лишнее. После ответов детей педагог устанавливает в середину букета василёк. Спрашивает ребят: «Мешает ли он ромашкам? Или пусть с ними дружит?» — «Пусть дружит!» — отвечают дети. Научите детей составлять миниатюрные букетики, которые можно подарить маме, товарищу в день рождения, украсить ими праздничный стол. Для такого букетика подойдут любые некрупные цветы: маргаритки, бархатцы, даже одуванчики. Для одного букетика достаточно одного цветка (стебелек короткий). Важно подобрать оформление к цветку: оригинальный по форме листочек, ажурная трава, злаки. Стебельки подрезают, из полиэтиленового пакета вырезают кружок, смачивают кусочек ваты, обертывают им стебельки и сверху оборачивают их пленкой, после чего связывают тонкими ленточками (можно несколькими и разного цвета) и завязывают бантик. Детям предлагают догадаться, для чего кончики стебельков нужно обертывать мокрой ватой.

Рассмотрим детальней основные методы и приёмы, о которых необходимо знать, чтобы правильно организовать детскую деятельность, предусматривающую развитие творческих способностей детей.

• Развивайте детскую любознательность посредством наблюдения за окружающим миром, за изменениями в природе летом. Обращайте внимание детей на животных, птиц, насекомых, на то, какие изменения произошли в неживой природе. Стимулируйте интерес ребёнка, критическое мышление, проявляющиеся в непрерывных вопросах «почему» и «зачем».

• Развивайте творчество посредством развивающих игр, способствующих поиску детьми новых решений. Лучший пример подобных игр - конструктор и мозаики.

• Активно формируйте у ребёнка желание самостоятельно рисовать, лепить, вырезать из бумаги. Используйте как можно больше нетрадиционных форм и подходов при организации подобных видов деятельности. Это может быть и рисование пальцами, оттиск, пластилинография, создание фигур оригами.

• Проводите опыты с песком, глиной, водой. Экспериментальная деятельность способствует развитию у детей понимания причинно-следственных закономерностей, развивает логическое мышление и расширяет кругозор.

• Больше читайте с детьми, подбирая сказки, стихи и рассказы согласно возрасту и интересам ребёнка. Книга – лучшее средство развития фантазии и воображения.

• Устраивайте постановки сказок, отрывков из рассказов. Театрализация – путь к развитию эмоционального-волевых качеств ребёнка, его артистических способностей, развитию речи.

• Слушайте больше детских песен и пойте вместе с ребёнком. Включайте элементы музыки в другие виды деятельности: ставьте классическую (или любую успокаивающую) музыку, создавая с ребёнком поделки, организовывая процесс рисования и лепки, используйте логоритмические упражнения и игры.

Следует помнить, что развитие творческих способностей ребёнка, как и процесс воспитания – это непрерывный процесс, и чем лучше будет организована деятельность, направленная на развитие креативной личности, тем богаче и ярче будет активная детская деятельность, и вместе с тем – и личность самого ребёнка.

свернуть

Современные подходы к организации прогулки дошкольников в летний период

 

 Прогулка для детей любого возраста имеет большое значение.

    Для физического развития детей прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

    На прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми и выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

    Во время прогулки дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

    Во время прогулки решаются задачи нравственного воспитания – знакомство с трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Малыши трудятся в цветнике – у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать её красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость – все это вызывает у детей радостные переживания.

    Во время прогулки ребѐнок может реализовать свой внутренний потенциал двигательный, творческий, интеллектуальный, взаимодействие со своими сверстниками и взрослыми.

Педагогический работник заранее выносит игровой материал:

- куклы разные;

- машины разные;

- наборы для игры с песком и водой;

- реквизиты для творчества (цветная бумага, карандаши, фломастеры, краски, пластилин);

- раскраски для девочек и мальчиков;

- книги для чтения;

- спортивные атрибуты (скакалки, мячи разные по размеру, бадминтон, кегли);

- трудовое оборудование (веники, грабли, перчатки для работы в цветнике, лейки и др).

В прогулку входят пять компонентов:

- наблюдения (познавательно-практическая деятельность);

- трудовая деятельность;

- самостоятельная деятельность;

- игровая деятельность (подвижные игры и физические упражнения);

- индивидуальная работа с детьми.

    При планировании прогулки воспитатель дошкольного образования обязан планировать прогулку с учетом всех компонентов. Они могут проходить в любом порядке. Педагогический работник сам, решает в каком, порядке пройдут все эти компоненты при этом он учитывает индивидуальные особенности, эмоциональный настрой детей.

   Перед проведением прогулки воспитатель дошкольного образования обязан визуально проверить игровую площадку на предмет ее безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья детей. На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников. При обнаружении нарушений режима безопасности педагогический работник обязан немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования. Организовывать прогулку до устранения выявленных нарушений запрещается.

И так педагог с детьми выходит гулять.

   Проходя к своему участку, педагог по дороге обращает внимание детей на деревья, закрепляет знания детей о деревьях. Обращает внимание на цветник, какие цветы растут их название. Так же на участке можно закрепить пройденный материал, просто понаблюдав за насекомыми, облаками, силой ветра, машинами, людьми их одеждой и др.

   Придя на участок можно детям дать самостоятельно поиграть. Но есть дети, которые плохо взаимодействуют со сверстниками, и здесь воспитатель дошкольного образования должен помогать таким детям организовать сюжетно- ролевую игру.

   При организации самостоятельной деятельности педагогический работник помогает детям найти и использовать в игре предметы-заместители.

Индивидуальная работа с детьми заключается в закреплении, какого либо материала:

- счет (можно предложить посчитать веточки, камушки, деревья, проезжающие машины);

- знание геометрических фигур (найти похожую, найди пару, построй фигуру);

- рисования какого-либо элемента (палочкой на песке, мелком на асфальте);

- заучивания считалок, стихотворений, отгадывания загадок;

- закрепления музыкальных и физкультурных навыков;

- закрепления звукопроизношения;

- названия времен года, дней недели, названия месяцев, свой домашний адрес и многое другое.

    Игровую деятельность организовывает педагог, предлагая детям поиграть в подвижные игры разной интенсивности. Во время прогулки проводится 2-3 игры высокой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности. Сначала проводиться новая игра с правилами, потом предлагается детям выбрать игру уже знакомую. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если образовательная деятельность была связана с долгим сидением детей. Если же они идут на прогулку после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до её окончания.

   В жаркую погоду проводятся игры с водой. Используются бессюжетные народные игры с предметами: кольцеброс, кегли; элементы спортивных игр: городки, бадминтон, волейбол, футбол, хоккей и т.д.. Дидактические игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем (кубики, лото).

   Большое место на прогулке отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными воспитанниками. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдение за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.

   Трудовая деятельность организовывается на цветнике, огороде согласно требованиям учебной программы дошкольного образования. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель дошкольного образования следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

   При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Каждый из обязательных компонентов прогулки должен длиться от 7 до 15 минут и осуществляться на фоне самостоятельной деятельности детей.

   Воспитатель дошкольного образования должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Так же воспитатель дошкольного образования обязан знакомить воспитанников с основами безопасного поведения в учреждении дошкольного образования, на улице, в быту.

Литература:

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации летней оздоровительной работы  в учреждениях дошкольного образования»

Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина «Игры и развлечения на воздухе» М. Просвещение, 1983г.

Г.Н.Пантелеева «Эстетика участка дошкольного учреждения» М.Просвещение, 1988г.

Т.А.Богина, Н.Т.Терехова «Режим дня в детском саду» М.Просвещение, 1987г.

В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д Короткова «Летние праздники, игры и забавы для детей»

М.Сфера, 1999г.

И.В.Прокшина, Е.А Малашенкова «Прогулка в детском саду», Из – во «Содействие», 2010г

Н.Н Мазильникова Эколого – валеологическое воспитание. «Организация прогулок в летний период».

свернуть

СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕШИХ ПРОГУЛОК-ПОХОДОВ

15.04.2024
  1. Организационное начало (до 5 мин).

   Цель — сообщение задачи и краткого содержания предстоящей прогулки, проверка состояния личного снаряжения и готовности к походу.

   Создаётся игровая мотивация (персонаж, письмо и т.д.), можно использовать художественное слово, наглядность, аудиозапись, рассматривание и обсуждение маршрута. Можно создать игровую (или проблемную) ситуацию.

  1. Движение по разработанному маршруту.

Включает в себя до 3 переходов с кратковременными привалами (5-10 мин) для отдыха.

*В тёплый период года во время первого короткого перехода (длительность 7—10 мин) можно предложить полюбоваться пейзажем, запомнить направление движения, сверить его с указателями на карте.

*Первый привал — подгоночный (не более 5 мин). Оценивается реакция детей на нагрузку, поправляется одежда и снаряжение, уточняется маршрут.

*Второй переход. После непродолжительной ходьбы можно предусмотреть проведение подвижных игр по ходу движения (разнообразные виды ходьбы, имитирующие движения зверей, птиц). Можно включить лёгкую пробежку в медленном темпе (до 1,5 мин — движение осуществляется по равнинной местности).

*Второй привал – промежуточный. Можно опереться о дерево. Проводятся дидактические и экологической направленности игры организуется наблюдение за природными объектами.

Третий переход. Преодоление естественной полосы препятствий в игровой форме (количество препятствий — до 6—8). Можно использовать ходьбу по высокой траве, по сугробам, бревну, мостику, «змейкой» между деревьями, кустами, кочками, подлезание  под ветки, прыжки с пенька и с кочку на кочку, подпрыгивание до ветки, листьев и т.п., можно включать непродолжительный бег (до 30 сек).

  1. Длительный привал.

*Детям предоставляется возможность мышечного расслабления (до 10 мин), можно присесть, прилечь. Во время расслабления: наблюдения, загадки, пение, чтение стихотворений, спокойные игры.

*Организованная двигательная активность детей: подвижные игры, игры-эстафеты.

* Самостоятельная деятельность детей.

Используются 2 вида приёмов для обогащения двигательного опыта детей:

1)способствующие установлению взаимосвязи и преемственности в содержании организованной и самостоятельной двигательной деятельности: напоминание, вопросы, включение тех пособий и атрибутов, с которыми дети выполняли упражнения на физкультурных занятиях, помощь воспитателя в организации игр;

2)направленные на овладение навыками движения, которые можно выполнять только в природных условиях: проблемные вопросы и задания, стимулирующие творческую активность (например, предложить придумать как можно больше упражнений на лежащем бревне, пеньке, у ручья и т.д.).

   На этом этапе можно обучать детей алгоритму действий в случае, если ребёнок заблудился в лесу (как подать звуковой сигнал, соорудить простейшее укрытие для сохранения тепла, сориенти­роваться на месте нахождения, успокоиться).

   Можно привлечь детей к вы­полнению социально значимой работы: покормить птиц, очистить поляну от мусора, накрыть «стол» для всей группы и пр.

   Таким образом, содержание деятельности на привале может быть достаточно разнообразным в зависимости от целей, темати­ки туристской прогулки, времени пребывания на поляне, интересов детей, сезона и прочих обстоя­тельств.

  1. Возвращение в учреждение дошкольного образования.

По кратчайшему пути. Можно включить на этом этапе игровые упражнения, отгадывание загадок, свободные беседы и т.д.

Структура написания конспекта пешей прогулки-похода:

  1. Тема.
  2.  Задачи.
  3. Общее расстояние.
  4. Продолжительность.
  5. Место проведения.
  6. Оборудование и инвентарь.
  7. Ход прогулки-похода.
свернуть

Игры на закрепление представлений детей о туризме

15.04.2024

 

Проводятся на подготовительном этапе в помещении и на улице

Подумай и отгадай (настольная игра). Детям предлагается иллюстрация с изображением туриста с рюкзаком и различных предметов (туристское снаряжение, аптечка, игрушки, посуда и прочий инвентарь). Из этого многообразия пред­метов необходимо выбрать те, которые могут пригодиться в походе и удобны для переноски в рюкзаке. Выигрывает тот, кто безошибочно справится с задачей.

Кто быстрее (настольная игра). Детям предлагается план местности с тремя разными маршрутами, сходящимися в одной точке (поляне), три фишки и кубик. Одновременно в игре при­нимают участие три игрока. Выигрывает тот, кто первым «придёт» на поляну, руководствуясь знаками, расставленными на пути следования, и соблюдая правила поведения туристов.

Вариант: игру можно организовать на спортивной площадке во время прогулки.

Будь внимателен. Детям раздаются карточки с изображением того или иного вида туризма. У воспитателя — большие иллю­страции с различным туристским снаряжением. Показывая их детям по одной, педагог предлагает отыскать у себя карточку с соответствующим видом туризма. Например, весло — водный туризм, каска — горный, велосипед — ве­лосипедный и т.п. Кто правильно и быстро справится с заданием, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Знатоки природы. У воспитателя — карточки с изображением ядовитых и съедобных грибов и ягод; цветов и животных, занесённых в Красную книгу. Показывая рисунки, он предлагает детям назвать растение (животное, гриб и т.п.) и рассказать всё, что они о нём знают. За лучший рассказ ребёнок получает фишку. Звание знатока и соответствующий значок получает тот, кто наберёт больше фишек.

      Не ошибись. Дети стоят по кругу, воспитатель — в центре. Бросая им поочерёдно мяч, он называет вид туризма или какой-нибудь предмет туристского снаряжения — дети продолжают начатый список. Если игрок не поймал мяч или не смог быстро ответить, то выходит из игры. Затем роль водящего выполняет ребёнок, лучше всех справившийся с заданием.

Определим погоду. Воспитатель называет признаки (народные приметы), дети определяют, на какую погоду они указывают.

Кучевые облака к вечеру увеличиваются в размерах.

Стрижи летают высоко.

Солнце прячется за тучами.

Красная заря утром.

К вечеру на западе полоса ясного неба, солнце садится в безоблачное небо.

Вечером становится теплее, чем утром.

К вечеру (и ночью) — туман.

Вариант: воспитатель показывает иллюстрации солнечного, пасмурного, дождливого, ветреного, морозного дня. Дети должны назвать как можно больше примет, указывающих на погожие и ненастные дни.

Игровые упражнения по ориентированию детей на местности

С детьми 4 лет

  1. В групповом помещении и дома:

*     «Покажи и назови, что расположено впереди (сзади, слева, справа)»;

*      «Объясни, где лежит игрушка»;

*     «Возьми пирамидку и поставь на полку справа»;

*      задания: найти игрушку в комнате по словесному указанию взрослого (например: «Иди прямо, у стола поверни налево, подойди к крайнему окну и справа ищи куклу»); найти предмет по количеству шагов.

  1. На территории учреждения дошкольного образования и во дворе дома:

*     ознакомительная экскурсия по участку детского сада и дома (сформулировать, где что расположено по отношению к ребёнку);

*  нахождение игрушки по словесному указанию взрослого (например: «Пройди прямо по дорожке до песочницы, сверни налево, пройди до домика, там найдёшь игрушку»).

С детьми 5 лет

  1. Работа с макетом кукольной комнаты (совместное рассматри­вание кукольной комнаты и изображение её взрослым с помощью простейших геометрических фигур).
  2. Создание взрослым при активной помощи детей карты-схемы игровой или жилой комнаты, границами которой являются стены с окнами и дверями.
  3. Беседа с рассматриванием карты-схемы помещения. Задания: показать и назвать предмет в комнате, найти его изображение на карте-схеме (в качестве помощника можно использовать цвет).
  4. Индивидуальное составление детьми карты-схемы группы или своей комнаты на листе бумаги (необходимая помощь взрослого в соблюдении масштаба схемы).
  5. Упражнения с картой-схемой:

*     взрослый пунктирной линией изображает на карте-схеме маршрут, по которому предлагается «пройти» ребёнку;

*     соревнования: кто быстрее и точнее пройдёт свой маршрут (важные подсказки: при передвижении карту-схему держать перед собой так, чтобы её главные детали — стены, окна, двери — совпадали с их подлинным расположением; постоянный ориентир: сначала посмотри на дверь);

*     игры «Найди, где спрятать игрушки», «Расставь игрушки так, как указано на карте-схеме».

  1. Ориентирование на участке детского сада (во дворе дома):

*     изучение условных обозначе­ний деревьев, кустов, оборудования, расцветки обозначений;

*     составление плана участка взрослым и детьми;

*  упражнения: «Пройти по нашему участку от веранды к песочнице, двигаясь при этом в соответствии с изображёнными на карте стрелками», «Как проехать от веранды до песочницы?»;

*     совместное составление взрослым и детьми карты-схемы двух-трёх групповых участков;

*       составление «малых» карт каждым желающим ребёнком;

*       игра с картой;

*       самостоятельные игры типа «Казаки-разбойники» (одна из команд убегает, отмечая своё направление стрелками, другая ищет её).

С детьми 6 лет

  1. Изучение составленной взрослым карты-схемы всей территории учреждения дошкольного образования (можно ориентироваться по нескольким вариантам карт).
  2. Совместное составление взрослым и детьми карты-схемы территории детского сада.
  3. Упражнения и игры по ориентированию на местности по уменьшенным картам. Сначала местом «старта» и «финиша» служат дверь, калитка или ворота, затем — другие ориентиры:
  • «Охота на зверей» (на маленькие картонки прикрепляют картинки с изображением разных хищных зверей, размещаются на территории детского сада, служат отметками маршрута);
  • на развитие памяти (на карте закрывается часть территории; детского сада, которую детям предлагается нарисовать по памяти);
  • «Поиск сокровищ» (детям дается карта-схема двух участков с  обозначением пункта, где спрятано «сокровище», требуется найти «сокровище» по плану);
  • игры-соревнования на велосипедах по маршруту;
  • игра «Светофор»(участники следят за картой в руках взрослого: «зелёный» означает быстрый бег, «жёлтый» — медленный; «красный» — остановку);
  • игры «Самый наблюдательный», «Кто быстрее», «Следопыты», «Не заблудись», «Найди и запомни», «Самый внимательный».
  1. Знакомство с компасом:
  • рассматривание, обследование, рассказ взрослого об устройстве прибора и его назначении
  • упражнения и игры с компасом (выбор направления движения по нему).
  1. Ориентирование по солнцу, луне, звёздам.
  2. Соревнование по ориентированию на участке детского сада
  3. Туристские прогулки в близлежащие парки.

 

Литература:

  1. Виноградова, С.  Пешие прогулки-походы в системе дошкольного образования /  С. Виноградова, Н. Яновская, Т. Труфанова// Пралеска. – 2014.  -  № 3. – С. 53 – 58.
свернуть

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ И ПОХОДОВ

15.04.2024

 

Консультация для воспитателей

Значение детского туризма очень велико. У ребят развиваются такие качества, как: самодисциплина, решительность, целеустремлённость, настойчивость при достижении цели, коммуникативные способности общения со сверстниками, уме­ние владеть собой, мыслить и принимать самостоятельно решения.

Экскурсии и прогулки по территории детского сада, предусматривающие реализацию оздоровительных, позна­вательных, воспитательных задач, можно проводить уже с детьми трёх-четырёх лет. С детьми старшего дошкольного возраста, отличающимися довольно высокой степенью самостоятельности и организованности, что является непременным условием организации более продолжительной и сложной по содержанию и методике проведения двигательной деятельности в природе, можно проводить пешие прогулки-походы за пределы учреждения дошкольного образования.

Туристская прогулка в парк, на луг, к реке, пруду — это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Они оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.

Бесспорна ценность дошкольного туризма в оздоровлении и физическом развитии ребёнка. Коллективные пешие прогулки-походы способствуют форми­рованию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребёнок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит, Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребёнке организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.

Обязательной составной частью туристской прогулки является работа по ознакомлению детей с историей родного края. У воспитанников развивается любознательность, расширяется кругозор, формируются первичные представления о традициях и культуре народа, закладываются основы национального самосознания.

На туристских прогулках дети приобщаются к удивительному миру природы. Неслучайно великий русский педагог К.Д. Ушинский считал: «Логика природы есть самая доступная для детей логика». Природа воздействует на ребёнка своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в её тайны. Умелый воспитатель не упустит возможности обратить внимание детей на красоту пейзажа, на особенности сезонных и суточных изменений.

Туристские прогулки, походы и экспедиции могут иметь разные цели:

*   оздоровительные (закаливание, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление);

*   спортивно-тренировочные (физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, ориентированию на местности, тактике действий в экстремальных ситуациях);

*   познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями);

*     развлекательные (игры, соревнования, конкурсы знатоков природы, походных песен и т.п.);

*   эстетические (художественно-творческая деятельность в природе: рисование, сочинительство и т.п., общение с дру­зьями).

Цели прогулок могут объединяться, по-разному комбинироваться, а могут определяться в качестве основных и единственных. В зависимости от главной цели туристские прогулки с детьми дошкольного возраста делятся на разные виды.

  1. Спортивно-тренировочные предполагают прохождение более длительного маршрута повышенной сложности (с преодолением разнообразных естественных препятствий или прохождением трассы с изменяющимся рельефом), обучение элементам ориентирования на местности сначала по расположению природных и социальных объектов, затем — по карте, компасу. На длительном привале дети преодолевают полосу препятствий, участвуют в подвижных играх с элементами соревнования.
  2. Краеведческие прогулки могут быть направлены на изучение особенностей природы родного края и проводятся с целью экологического образования детей. В структуру прогулки на длительном привале может быть включено занятие по рисованию (предложить порисовать с натуры или изобразить наиболее понравившийся пейзаж).
  3. Развлекательные. В конце месяца, сезона, когда подводится некий итог проделанной работы, а интерес к туризму может слегка угаснуть, организуются прогулки с элементами развлечений, сюрпризами, увлекательными конкурсами и по­дарками. В таком мероприятии могут участвовать более одной группы детей, родители, сотрудники учреждения дошкольного образования.

Пешие прогулки-походы целесообразно планировать в соответствии с циклическим принципом, что даёт возможность комплексного подхода к оздоровительно-воспитательной работе с дошкольниками через установление тесной связи разных видов детской деятельности, а также обеспечивает преемственность в содержании, формах и методах работы учреждения дошкольного образования.

Сущность циклического принципа: в соответствии с сезоном выделяются осенний, зимний и весенне-летний циклы. Каждый цикл — это неразрывное единство трёх взаимосвязанных частей: подготовки, проведения и подведения итогов туристских прогулок. С учётом климатических и погодных условий (а также возможностей учреждения дошкольного образования) определяется частота проведения туристских прогулок в течение года.

Периоды межсезонья, когда проведение прогулок затруднено в связи с погодными условиям? можно использовать для организации подготовительных; заключительных этапов цикла. Таким образом, разнообразие тематики и содержания туристских прогулок обеспечивает возможность комплексного развития личности ребёнка. Однако при этом неизменными должны оставаться структура прогулки в целом и оздоровительная направленность её двигательного содержания.

В то же время при организации туристской деятельности могут возникнуть некоторые проблемы.

Если учреждение дошкольного образования значительно удалено от лесопарковой зоны, то данная форма работы возможна лишь как эпизодическая.

В этом варианте туристские прогулки будут иметь значительно меньший оздоровительно-воспитательный эффект, но в любом случае от туризма не стоит отказываться совсем.

Этапы работы по организации пеших прогулок-походов складываются из нескольких направлений: работа с детьми, родителями, педагогами и сотрудниками учреждения дошкольного образования:

Подготовительный этап.

  1. Работа с родителями.

*   Коллективные обсуждения занятий туризмом и принятие совместных решений.

*   Информирование о начальном содержании данной работы.

*          Советы по поддержанию единых  требований к распорядку дня ребёнка (особенно в выходные дни), проведению закали­вающих мероприятий, созданию оптимальных условий для удо­влетворения его потребности в активной двигательной деятельности.

*  Подготовка одежды и личного походного снаряжения ребёнка.

*  Продумывание заранее вопроса питания детей.

  1. Работа с детьми.

Чтобы процесс подготовки доставлял воспитанникам удовольствие, важно осуществлять его через интересную совместную деятельность педагога и детей. Это может быть свободная беседа, в ходе которой дети обмениваются имеющимся опытом семейных походов, поездок, де­лятся полученными впечатлениями. Необычность и новизна сообщаемых педагогом фактов, сопровождаемых рассматри­ванием иллюстраций, слайдов, предметов туристского снаряже­ния, чтением художественной, энциклопедической литературы, вызывают яркие эмоциональные реакции воспитанников, развивают их воображение, побуждают к размышлениям, способствуют поиску новых знаний, желанию овладеть туристскими умениями.

Можно организовать художественно-творческую и игровую деятельность детей, направленную на достижение значи­мого для всех результата. Она может быть связана с изготов­лением специальных эмблем и значков для участников похода, подготовкой и оформлением группового и личного снаряжения, разучиванием походных песен.

С целью обучения первоначальным основам ориентиро­вания на местности на подготовительном этапе рекомендуется организовать игровые занятия по лепке из пластилина рельефных основ (возвышенностей и впадин), рисованию отдельных деревьев, леса, реки. Дети старшей группы легко овладевают простейшими топографическими знаками: графическими изображениями дорожек, тропинок, построек, отдельно стоящих деревьев и кустарников и т.д. Ори­ентирование удачно сочетает в себе физические и умственные нагрузки в интересной для воспитанников деятельности (в помещении и на воздухе), учит быстро и точно оценивать ситуацию, логически мыслить, рассуждать, делать выводы, читать карту-схему, сравнивать её с местностью, сопоставлять, выбирать рациональный путь движения при поисках контрольных пунктов. Много возможностей для проведения таких игр пред­ставляют прогулки в любое время года.

Эффект дают специально подобранные дидактические игры, развивающие упражнения, кроссворды, загадки, направ­ленные на усвоение правил безопасного поведения в природе и во время движения по улице, способов ориентировки. Особое внимание должно быть уделено физической подготовке детей к туристским прогулкам (общей и специальной). Однако эта работа не должна проводиться в ущерб другим занятиям.

Общая физическая подготовка осуществляется в процессе физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и упражнений на прогулке, физкультурных досугов.

Специальная физическая подготовка проводится с целью развития выносливости и подготовки детей к длительным ди­намическим нагрузкам во время туристских прогулок. Хороший эффект дают дозированная ходьба, ежедневные пробежки, подвижные и спортивные игры с бегом и прыжками.

  1. Работа с педагогами.

*   Подборка необходимого информационного материала для родителей.

*           Обследование места проведения туристского похода, разработка схемы маршрута.

*   Составление конспекта проведения туристского похода.

*   Подготовка спортивного оборудования.

*  Проведение консультаций для воспитателей групп, идущих в поход.

Основной этап включает в себя непосредственное проведение пеших прогулок-походов и предполагает проведение сле­дующих мероприятий:

*  согласование с участниками туристского похода даты и места проведения;

*          ознакомление всех участников с содержанием похода;

*          обсуждение снаряжения и спортивного инвентаря, которое необходимо взять с собой;

*          совместный сбор и отправление к месту проведения туристского похода, собственное воплощение сценария проведения.

Заключительный этап:

*          анализ работы по организа­ции и проведению туристических походов;

*          дальнейшее планирование проведения туристских походов.

Не многим детям удаётся испытать прелесть большого путешествия: разве только мама с папой у них завзятые туристы и отправляются в поход с малышом в рюкзаке. Но предоставить детям возможность поиграть в путешествие можно. Тем более что продолжительная прогулка в соседнем лесу или парке, полная приключений и неожиданных находок, вполне воспринимается ими как самое настоящее событие. Тут и клад можно искать, и спасать сказочных персонажей, и добывать для себя волшебную силу или укра­шения для праздника — можно много разного придумать. Главное, чтобы педагогу хватило фантазии. Ну, а подготовка к путешествию — даже однодневному — дело серьёзное. Здесь нужны и физическая выносливость, и туристские навыки, и умение ориентироваться на местности. Не говоря уж о не­обходимости взаимопомощи и поддержки: без неё настоящим путешественникам никак не обойтись.

Литература:

1.      Виноградова, С.  Пешие прогулки-походы в системе дошкольного образования /  С. Виноградова, Н. Яновская, Т. Труфанова// Пралеска. – 2014.  -  № 3. – С. 53 – 58.

свернуть

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ПЕШИХ ЭКСКУРСИЙ И ПОХОДОВ

16.04.2024

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПОДГОТОВКА 

Воспитатель дошкольного образования

1.Проводит работу с родителями по подготовке необходимой одежды, обуви, личного туристского инвентаря.

2.Осуществляет необходимую психологическую подготовку детей, проводит познавательные занятия, беседы, тематические игры

Руководитель физического воспитания

1Осуществляет физическую подготовку детей к прогулкам, проводит тематические и сюжетные физкультурные занятия, досуги, тренировочные прогулки по облегчённому маршруту.

2.Разрабатывает маршруты и составляет конспекты туристских прогулок с учётом сезона и физической подготовленности детей

Врач, медицинская сестра

1. Формируют группы детей на основе состояния здоровья и темпов физического развития

2. Осуществляют контроль на физкультурных занятиях за соответствием нагрузки возможностям детей.

3. Комплектуют специальную походную аптечку.

4.Проводят беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, о способах оказания первой медицинской помощи

Заведующая и заместитель заведующей по основной деятельности

1Создают условия для организации нового вида двигательной деятельности в учреждении дошкольного образования (оборудование полосы препятствий на территории, приобретение группового туристского снаряжения и т).

2. Осуществляют необходимую работу по повышению квалификации кадров по данному вопросу проведение туристских прогулок

Воспитатель дошкольного образования

1. Составляет список детей.

2. Вместе с детьми распределяет туристские должности.

3. Контролирует качество подготовки и состояния личного снаряжения, обуви и одежды детей.

4. Наряду с руководителем физического воспитания участвует в организации игр и свободных занятий на привале

Руководитель физического воспитания

1. Проводит вместе с воспитателем туристские прогулки по заранее намеченным и утверждённым маршрутам.

2. Осуществляет дифференцированный подход в определении психической и физической нагрузки, подборе познавательного материала

Врач, медицинская сестра

1. Осуществляют медицинский контроль за соответствием получаемой физической нагрузки возможностям детей

2. Осуществляют контроль за аппетитом и сном детей.

3. При необходимости дают советы по подбору одежды ребёнка в зависимости от погоды и состояния здоровья

Заведующий и заместитель заведующей по основной деятельности

1. Обеспечивают участие взрослых (не менее двух на группу) в проведении прогулок

2. Проводят инструктаж со взрослыми по охране жизни и здоровья детей

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Воспитатель дошкольного образования

1. Организует выставку поделок из природного материала, рисунков детей, фоторепортажа для родителей.

2. Проводит итоговые беседы, игры на закрепление знаний и туристских навыков.

3. Создаёт условия на прогулке и в группе для отражения полученных впечатлений в самостоятельной игровой, двигательной, художественно-творческой деятельности

Руководитель физического воспитания

1. Наряду с воспитателем участвует в проведении тематического родительского собрания (круглого стола, совместного досуга и т.п.).

2. Проводит итоговые досуги, физкультурные праздники

Врач, медицинская сестра

1. Определяют динамику заболеваемости и физического развития детей.

2. Дают рекомендации по дозированию нагрузки на последующих прогулках

Заведующая и заместитель заведующей по основной деятельности

1. Организуют итоговые педсовета, круглые столы по анализу проводимой работы, обобщают накопленный опыт.

2. Поощряют отдельных педагогов за особые достижения в оздоровлении и воспитании детей

свернуть