«Информационно-методический кабинет»

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

20.02.2024
свернуть

Библиотека для педагогов

12.02.2024

Аппликация в детском саду Автор: Кругленя Т.А.  скачать / посмотреть 

Игры-занятия для детей раннего возраста  Автор: Лобынько Л.В. Швецова Т.Ю. скачать / посмотреть

Развивающие игры по физической культуре для старших дошкольников скачать / посмотреть
Автор: Шебеко В.Н.

Физкультурные сказки Автор: Ефименко Н.Н. скачать / посмотреть

Увлекательное путешествие в страну знаний. Интегрированные занятия по подготовке детей к школе
Автор: Филипович Н.П. скачать / посмотреть 

Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: старшая группа. Ч.4. Автор: Остапюк О.В. скачать / посмотреть

Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: старшая группа. Ч.3. Автор: Остапюк О.В. скачать / посмотреть 

Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: старшая группа. Ч.2. Автор: Остапюк О.В. скачать / посмотреть 

Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: старшая группа. Ч.1. Автор: Остапюк О.В. скачать / посмотреть

 

Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: средняя группа. Ч.4. Автор: Остапюк О.В. скачать / посмотреть 

 

Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: средняя группа. Ч.3.ематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: средняя группа. Ч.3. Автор: Остапюк О.В скачать / посмотреть

Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: средняя группа. Ч.2. Автор: Остапюк О.В. скачать / посмотреть

 

Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: средняя группа. Ч.1.ное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: средняя группа. Ч.1. Автор: Остапюк О.В. скачать / посмотреть

Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: вторая младшая группа. Ч.3. Автор: Остапюк О.В. скачать / посмотреть

 

Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: вторая младшая группа. Ч.2 Автор: Остапюк О.В. скачать / посмотреть

Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: вторая младшая группа. Ч.1 Автор: Остапюк О.В. скачать / посмотреть

 

свернуть

Каталог картотек с ссылками для скачивания

06.02.2024

КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ИГР

КАРТОТЕКА ХОРОВОДНЫХ ИГР МЛАДШАЯ ГРУППА

КАРТОТЕКА ХОРОВОДНЫХ ИГР 

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ИЗУЧЕНИЕ ЧАСТЕЙ ТЕЛА

КАРТОТЕКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР

КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР

КАРТОТЕКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР

КАРТОТЕКА ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

БАБУШКИНЫ ЗАГАДКИ

ЗАГАДКИ О НАСЕКОМЫХ

ЗАГАДКИ ПО ЛЮБИМЫМ СКАЗКАМ

НУ-КА, ОТГАДАЙ!

КАРТОТЕКА ЗАГАДОК

КАРТОТЕКА ИГР ПО ЗОЖ

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

КАРТОТЕКА ГИМНАСТИКИ В СТИХАХ

КАРТОТЕКА ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ОСАНКИ И ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ К КАРТОТЕКЕ

КАРТОТЕКА МАССАЖА

ИГРЫ С ПЕСКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВОДОЙ

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ

КАРТОТЕКА МИРИЛОК

КАРТОТЕКА СТИХОВ И ПОТЕШЕК

КАРТОТЕКА ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК

КАРТОТЕКА ПРИСКАЗОК

КАРТОТЕКА ЧИСТОГОВОРОК, СКОРОГОВОРОК, СТИХОВ

КАРТОТЕКА ПЕСТУШЕК

КАРТОТЕКА СЧИТАЛОК

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

КАРТОТЕКА БЕСЕД ПО ОБЖ

КАРТОТЕКА ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

КАРТОТЕКА ИГР ПО ПДД

КАРТОТЕКА ИГР ПО ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Картотека «Пантомима»

Картотека «Релаксационные упражнения»

Картотека «Скороговорки»

Картотека «Эмоции»

Картотека игр по формированию здорового образа жизни

Картотека цветов

Релаксационные игры и упражнения

 Игры на профилактику утомления

1 младшая группа

Сюжетно-ролевые игры для малышей.
Скачать

Картотека подвижных игр. Первая младшая группа
Скачать

Картотека потешек
Скачать

Картотека-творческие игры

для детей раннего возраста
Скачать

Подвижные игры,

потешки для детей первой младшей группы
Скачать

2 младшая группа

Картотека пальчиковых игр
Скачать

Картотека подвижных игр 
Скачать

Картотека дидактических игр с природным материалом
Скачать

Игры на развитие двигательной активности
Скачать

Игры на развитие двигательной активности
Скачать

Картотека дидактических игр. "Безопасность".

Средняя группа.
Скачать

Комплексы утренней гимнастики
Скачать

Картотека опытов для старших

дошкольников
Скачать

Картотека дидактических игр по ПДД 
Скачать

Целевые прогулки по ПДД
Скачать

Загадки. Картотека
Скачать

Картотека присказки
Скачать

Картотека на формирование собственной безопасности
Скачать

Картотека гимнастики для глаз
Скачать

Игры на развитие внимания

Игры на развитие мышления

Игры на развитие памяти

Игры для детских вечеринок

Весёлая зарядка

Игры в дороге

Игры для детских праздников

Развивающие игры

Новогодние игры для детей

Семейные игры

Дидактические игры по формированию математических представлений

Волшебные игры

Пальчиковые игры

Если погода не радует

Игры на развитие речи

свернуть

Сервисы для создания интерактивных образовательных продуктов

05.02.2024

Online Test Pad https://onlinetestpad.com – универсальный конструктор в режиме онлайн. С  помощью него можно создавать тесты на различные темы: тестирование знаний учеников и студентов, психологическое тестирование, проведение опросов и др.

Google Формы https://docs.google.com – это удобный инструмент, с помощью которого можно легко и быстро составлять опросы, анкеты и тесты, а также собирать другую информацию. Форму можно подключить к электронной таблице Google, и тогда ответы респондентов будут автоматически сохраняться в ней.

  • Google Документ используется для написания работ на конференцию, для проведения проверочных работ.
  • Google Таблица – чаще всего используется для создания кроссвордов или для проведения исследования на уроке.

Сервисы для создания On-line презентаций – презентаций, которые можно создавать, размещать и хранить в Интернете.

Преимущества: посмотреть презентацию может неограниченное количество пользователей; возможна совместная работа над презентацией через Интернет; возможность создания более эффектных презентаций за счет использования видео, анимации, звуковых эффектов; возможность опубликовать презентацию на сайте или в блоге для постоянного ее просмотра.

  • Google Презентация – педагоги готовят презентации для своего выступления; создают коллективную презентацию-лекцию по определенной теме, где каждый педагог на определенном слайде записывает ответ (находит его в интернете) на конкретный вопрос.
  • Сервис https://prezi.com - это сервис, с помощью которого можно создать интерактивную презентацию онлайн. Возможности Prezi позволяют создавать презентации нового вида с нелинейной структурой.

Сервисы Google позволяют создавать дидактический продукт в том числе, в режиме совместного доступа. Кроме того, на Диске могут создаваться тематические папки с видео- и аудиоматериалами, иллюстрациями, пре- зентациями и т.д. Педагог может использовать удаленные ресурсы, напри- мер, видео-хостинги для показа обучающих видеороликов, виртуальные экс- курсии, 3D-панорамы, а также интерактивные игры, доступные онлайн. Дан- ные материалы возможно использовать в работе с воспитанниками как де- монстрируя на занятиях непосредственно в режиме онлайн, так и загружать на ПК. Материалы могут быть собраны и систематизированы из различных источников, а могут быть разработаны самими педагогами (в данном случае это будет одной из форм распространения опыта работы).

Преимущества использования Google Диска во взаимодействии с семьями дошкольников заключаются в минимизации времени доступа родителей к информации и оперативном ее получении. Кроме того, педагоги могут про- демонстрировать и обсудить с родителями любые документы, видео- и аудиоматериалы.

Документы, электронные письма, фотографии, видеоролики, консультации, картотеки хранятся на различных удаленных серверах провайдера и к ним всегда можно получить доступ с любого устройства, подключенного к интернету.

YouTube – сервис для хранения видео. Просматривать видеоролики можно без регистрации. Если вы хотите разместить авторское видео, можно использовать инструкции на YouTube.

Для тех, кто хочет скачать видео с Ютуба совершенно бесплатно и при этом не затратив ни секунды своего драгоценного времени, нельзя не предложить воспользоваться маленькой хитростью, присущей этому сайту.

  1. открыть страничку с видео на Ютубе, вбить в ссылку перед youtube две буквы – ss, а затем нажать Enter
  2. в новом окошке выбрать формат видео и нажать «Скачать». Все, что останется в итоге – дождаться, пока видеофайл загрузится на компьютер.

Сервисы для работы с картинками и фотографиями

Поиск Google Картинки – с помощью этого сервиса можно производить поиск по картинке. Например, найти автора картинки или проверить предоставленную на конкурс работу.

Funny.Pho.to – сервис обработки фото. Предлагаются множество шаблонов, которые постоянно обновляются. Есть подробная инструкция. Все очень доступно. Регистрация не требуется.

Сетевые сервисы для создания различных заданий для проверки и закрепления знаний

LearningApps.org является приложением для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Предоставляет возможность получения QR-кода для того, чтобы интерактивные задания были помещены при желании на страницы сайтов или блогов.

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим                          и преобразующим фактором развивающей предметной среды, позволяют повысить качество образовательной работы с дошкольниками.

свернуть

Играем вместе. Что такое сюжетно-ролевая игра

02.02.2024

Сюжетно-ролевую игру называют королевой детских игр. Поэтому воспитателю очень важно правильно её организовать, не нарушая детского творчества. Прежде чем вы начнете проводить сюжетно-ролевую игру в одной из возрастных групп, обратите особое внимание на те задачи, которые вы будете решать в работе с дошкольниками. Они включают следующее:

  • развитие игры как деятельности;
  • расширение тематики детских игр, углубления их содержания;
  • приобретение положительного социального опыта;
  • использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;
  • развитие всех сторон личности: движений, всех психических процессов (мышления, воображения, памяти, речи), качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребёнка;
  • подготовка дошкольника к жизни в социуме, социализация его личности.

При организации сюжетно-ролевой игры важно учитывать, что в младшем дошкольном возрасте вы должны: подобрать игрушки, позволяющие развернуть игры в семью, дом, детский сад, «шофёры», «поездка», «поезд», «у врача», «магазин» и др. Обратите особое внимание на их доступность детям и хранение их в игровых уголках в поле зрения ребёнка, стимулируя его игровой замысел.

В старшем дошкольном возрасте необходимо скомплектовать игрушки по темам (для игры в больницу, почту, космонавтов, школу, библиотеку и др.) Подготовить готовые комплекты, состоящие из самых необходимых атрибутов и игрушек, дополнительного игрового материала, предметов-заместителей. Не давать детям материал в готовом виде, привлекать их к этому по мере развития игры.

Хочется обратить особое внимание на следующие моменты методики применения сюжетно- ролевой игры:

  1. Выбор игры, которую вы будете включать.
  2. Оснащение (оборудование).
  3. Наличие предметно–игровой среды в зависимости от возраста и тематики.
  4. Наличие плана – конспекта.

Организуйте наблюдение за свободной игровой деятельностью детей (с целью выявления игровых интересов и навыков детей).

Ознакомьтесь с перспективным планом развития сюжетно-ролевой игры в данной группе (обратите внимание на предыдущую работу, проделанную воспитателем в этом направлении).

  1. Выбор игры.
  • Приступайте к разработке плана организации игровой деятельности.
  • При этом учитывайте интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет и др.
  • Продумайте и опишите содержание игры.
  • Спланируйте возможные направления развития сюжета.
  • Определите игровые правила.
  • Подготовьте все необходимые атрибуты для игры.
  • Организуйте игровую среду.
  • Создайте игровую ситуацию для возникновения игрового замысла детей.
  • Организуйте ситуацию распределения ролей между детьми.
  •  Обговорите игровой замысел и правила игры.
  • Осуществляйте прямое (младший дошкольный возраст) или косвенное руководство игровой деятельностью, -следите за развитием сюжета.
  • Педагогическая разработка плана игры, т.е. начальный этап педагогического конструирования: намётки её сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием (старший дошкольный возраст).
  • Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
  • Создание воображаемой ситуации.
  • Распределение ролей в зависимости от желания ребёнка.
  1. Начало игры:
  • создайте игровую или проблемную ситуацию,
  • проведите предварительную беседу,
  • обговорите тему предстоящей игры и т.д.
  1. Сохранение игровой ситуации:

используйте напоминание, указание, совет, положительную оценку, ролевое взаимодействие и др.

  1. Завершение игры:
  • положительная оценка,
  • анализ ролевых и товарищеских взаимоотношений.

Вопросы к анализу:

  1. Начало игры: как был создан интерес к игре; соответствие выбранных приёмов возрасту детей, уровню развития игровых умений.
  2. Подготовка к игре: создаётся специально; дети действуют в воображаемой ситуации; создаётся по ходу игры. Соответствие подготовки возрастным особенностям детей.
  3. Какие воспитательные задачи решались в ходе игры?
  4. Помогали ли методы и приёмы руководства игрой развитию сюжета, игровых умений, формированию взаимоотношений детей?
  5. Были ли реализованы в ходе игры принципы гуманистической педагогики?
  6. Уровень развития игровых, отобразительных умений детей; умение использовать различные средства для воплощения образа героя (речь, мимика, жесты, элементы костюмов и т.д.).
  7. Увлечённость детей игрой, насколько был реализован индивидуальный подход к детям.
  8. Конец игры, её завершённость, к какой деятельности перешли дети после игры.
  9. Оценка воспитателем деятельности детей в игре, её соответствие возрасту, целям руководства, принципам личностно-ориентированного подхода.
  10. Предполагаемая последующая работа воспитателя над развитием игровой деятельности.
  11. Предположения, рекомендации:
  • Можно ли повлиять на ролевое поведение детей в игре, и каким образом?
  • В чём может проявиться творчество детей в игре?
  • Что вы открыли сегодня для себя, организуя с детьми сюжетно–ролевую игру?
  • Какие приёмы руководства Вы считаете наиболее эффективными?
  • Какие трудности возникли у Вас при руководстве данным видом игры?
  • Какие ресурсы своей педагогической деятельности Вы обнаружили?
  • Что изменилось в Вашем отношении к данному виду игровой деятельности?
  • Как можно преобразовать предметно-игровую среду, чтобы повлиять на развитие сюжета и содержание игр дошкольников?

Критерии оценки:

  • игра соответствует возрасту ребёнка;
  • вовлечённость в игру (количество человек – участников игры);
  • соблюдение алгоритма игры;
  • эмоциональная насыщенность соответствует замыслу игры;
  • особенности поведения детей в игре, подчинение правилам игры;
  • степень удовлетворённостью игрой.

Показатели эффективности:

  • Замысел возникает по инициативе самого ребенка, обсуждает его с партнёрами по игре, учитывая его точку зрения. Формулировка игровой цели и игровой задачи, устойчивость замысла, использование импровизации в игре.
  • Основное содержание игры, его разнообразие, соотношение предметных, бытовых и отражающих общественные отношения действий.
  • Сюжет игры. Разнообразие, устойчивость и развёрнутость сюжета. Умения ребёнка совместно строить и творчески развивать сюжет игры.
  • Игровая роль обозначается словом через ролевую речь, предметные действия, мимику. Степень развёрнутости ролевого диалога, его длительность, умение передать характерные особенности персонажа.
  • Взаимоотношения, их численность, устойчивость и характер.
  • Игровые действия: степень обобщённости, развёрнутости, разнообразия, адекватности.
  • Отношение к правилам: умения выполнять их с взятой на себя ролью, следить за выполнением правил другими детьми.
  • Достижение результата игры, умение соотносить его с замыслом.

Возможные риски:

Бедность сюжетов детских игр, их однообразие.

Отражение в игре отрицательных сторон жизни взрослых, подчинительная позиция отдельных детей в игре, где они выступают пассивными участниками.

Частые конфликты по поводу распределения ролей, выполнению правил, обладанию игрушкой и др.

Как избежать:

Обогащение детского опыта за счёт расширения, уточнения и систематизацию знаний об окружающем.

Развитие игровых умений у детей.

«Алгоритм организации сюжетно-ролевых игр»

  1. Задачи руководства:

расширение представлений об окружающем;

формирование игровой деятельности:

а) развивать сюжет;

б) обучение игровым действиям;

- формирование взаимоотношений.

  1. Подготовка к игре:

- приемы, направленные на обогащение впечатлений:

а) составление плана-сюжета по теме игры по этапам;

б) определить сопутствующие сюжеты;

- атрибуты к игре;

- оборудование места игры.

  1. Ход игры:

- приемы создания интереса к игре;

- сговор на игру:

а) определение плана-сюжета;

б) планирование игры;

в) распределение ролей;

г) создание воображаемой ситуации

- приемы обучения игровым действиям;

- приемы поддержания и развития игры:

а) внесение дополнительных атрибутов;

б) участие педагога во второстепенных ролях;

в) показ новых игровых действий;

г) напоминание, вопросы;

д) введение новых игровых ситуаций;

е) оценка;

- приемы формирования взаимоотношений в игре:

а) напоминание о взаимоотношениях;

б) направление на внимание друг к другу;

в) поощрение вежливости.

  1. Окончание игры:

- краткий итог работы в ролях;

- перевод интереса детей к следующему виду деятельности.

  1. Оценка игры:

- оценка взаимоотношений;

- оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью.

свернуть

Подбор наглядного и дидактического материала к занятиям

01.02.2024

Применение наглядных методов на занятиях в дошкольном учреждении очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.

  Наглядность – это компонент обучения ребенка дошкольного возраста, который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал. Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному.

  Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Разумное использование в образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету.

  Сделать обучение наглядным — это не только создать зрительные образы, но и включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.

  Весь наглядный материал условно можно разделить на два вида: демонстрационный и раздаточный.

  Демонстрационный отличается от раздаточного размером и назначением. Демонстрационный материал больше по размеру, а раздаточный – меньше.

  Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для формирования конкретных математических представлений, для развития познавательных интересов и способностей.

  Значение раздаточного наглядного материала заключается прежде всего в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.

  Таким образом, наглядные методы – наблюдение, рассматривание иллюстративно-наглядного материала, учебный экран – способствуют формированию у детей младшего возраста четких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, игровой и трудовой деятельности. Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.

  Все это является важным в развитии личности ребенка.

К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся:

-наблюдение;

-рассматривание картин, иллюстраций

-демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов;

-демонстрация наглядных пособий;

-показ изображений с применением ИКТ.

  Наблюдение – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида. это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом.

  Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях. Однако педагог должен уметь использовать для организации наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, восхищение, наслаждение красотой и т.д.). Например, на участок прилетели синички, сойка, на небе появилась радуга, рабочие ремонтируют крышу веранды.

  Рассматривание картин с младшего возраста – помогает развивать наблюдательность, мыслительные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащает речь, оказывает влияние на интересы ребенка. Картина дает пищу для воображения, творческой деятельности ребенка. На картине можно подробно рассмотреть предмет, его составные части, выявить свойства, которые в жизни ребенку удается заметить не всегда. Благодаря этому осуществляются уточнение, расширение, углубление представлений об окружающем мире.

   Наглядный метод: демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

1) расширение знаний детей и развитие их речи;

2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию. В учебных целях на занятиях демонстрируются слайды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютерные программы. С помощью слайдов может иллюстрироваться рассказ педагога, что сделает его убедительнее, ярче. Диафильмы и видеофильмы дают возможность приобщать детей к учебному кино, особенностью которого является познавательное содержание.

Наглядные приемы обучения: показ способов действий, показ образца

  Эти приемы основаны в значительной мере на подражании и его роли в усвоении ребенком знаний и умений. Показ действий, способов работы, последовательности ее выполнения применяется на физкультурных, музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности, в трудовом обучении. Этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. К сожалению, в массовой практике нередки случаи, когда воспитатель объясняет или показывает детям то, что они уже умеют делать. В результате ребенок «привязывает инструкцию» к конкретной ситуации. Подобная же работа в других условиях вновь требует разъяснения. В результате получается «выученная беспомощность». Если педагог хочет развить у детей самостоятельность, творческие способности, он должен показывать только те действия и способы работы, которые представляются для них новыми.

  Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал, он помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).

  Иллюстративно-наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие растений и животных, сезонные явления природы). С помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей. Особую роль здесь следует отвести демонстрации моделей, с помощью которых появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения.

  Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. На занятиях с детьми педагоги используют мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.

  На занятиях по математике в детском саду воспитатель в зависимости от дидактических задач использует разнообразные средства наглядности.

  Например, при обучении счету можно предложить детям реальные (мячи, каштаны, куклы) или условные (палочки, кружочки, кубики) объекты. При этом предметы могут быть разными по цвету, форме, величине. На основе сравнения разных конкретных множеств ребенок делает вывод об их количестве, равенстве или неравенстве. В этом случае главную роль играет зрительный анализатор.

  В другой раз эти же самые счетные операции можно выполнить, активизируя слуховой анализатор, например, предложив подсчитать количество хлопков, ударов в бубен и др. Можно «считать, опираясь на тактильные, двигательные ощущения.

  Использование наглядности в обучении математике необходимо. Однако воспитатель должен помнить, что наглядность не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний. Правильно подобранная наглядность повышает эффективность обучения, вызывает живой интерес у детей, облегчает усвоение и осознание материала.

   На занятиях широко используются пособия-аппликации (таблица со сменными деталями, которые закрепляются на вертикальной или наклонной плоскости с помощью магнитиков или другими способами), фланелеграф. Эта форма наглядности дает возможность детям принимать активное участие в изготовлении аппликаций, делать учебные занятия более интересными и продуктивными. Пособия-аппликации динамичны, дают возможность варьировать, разнообразить модели. Например, с помощью фланелеграфа удобно перегруппировывать геометрические фигуры, решать арифметические задачи и примеры.

   Особые требования предъявляются к методике использования наглядного материала. При подготовке к занятию воспитатель тщательно продумывает, когда (в какой части занятия), в какой деятельности и как будет использованный наглядный материал. Необходимо правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения как недостаточное его использование, так и излишки.

   Наглядность не должна использоваться только для активизации внимания. Это слишком узкая цель. Необходимо глубже анализировать дидактические задачи и в соответствии с ними подбирать наглядный материал.

   Так, если дети получают начальные представления о тех или других свойствах, признаках объекта, то можно ограничиваться небольшим количеством средств. В младшей группе, знакомя детей с тем, что множество состоит из отдельных элементов, воспитатель демонстрирует множество колец на подносе. И этого бывает достаточно для одного занятия. При ознакомлении детей пятого года жизни с новой геометрической фигурой — треугольником — воспитатель демонстрирует разные по цвету, величине и форме треугольники (равносторонние, разносторонние, равнобедренные, прямоугольные). Без такого разнообразия невозможно выделить существенные признаки фигуры, т.е. количество сторон и углов, невозможно обобщить, абстрагироваться. Для того чтобы показать детям различные связи, отношения, необходимо объединять несколько видов и форм наглядности. Например, при изучении количественного состава числа из единиц используются различные игрушки, геометрические фигуры, таблицы и другие виды наглядности на одном занятии.

   Формирование у детей представлений и понятий о величине и форме просто невозможно без наглядности. В связи с этим используются разнообразные фигуры как эталоны формы, графические и модельные изображения формы. Одной из наиболее распространенных форм наглядностей являются учебные таблицы. Использование таблиц имеет педагогический эффект лишь в том случае, если демонстрация их связана не только с пояснением воспитателя во время изложения нового материала, но и с организацией самостоятельной работы детей.

  Наглядность не должна использоваться только для активизации внимания. Это слишком узкая цель. Необходимо глубже анализировать дидактические задачи и в соответствии с ними подбирать наглядный материал.

   Использование наглядности в педагогическом процессе детского сада способствует обогащению и расширению непосредственного чувственного опыта детей, уточнению их конкретных представлений и тем самым развитию любознательности, значение которой в учебной деятельности трудно переоценить.

Список литературы:

1.Учебная программа дошкольного образования.

2. Занков Л. В. Наглядность и активизация дошкольников в обучении, М.,2008

свернуть

Методический кабинет

31.01.2024

Методический кабинет – это центр всей методической работы учреждения дошкольного образования. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

В основу методической работы с кадрами положен диагностический подход, что позволяет выявить положительный опыт работы педагогов, а также существующие проблемы. Посредством диагностики изучается мнение педагогов о содержании обсуждаемых вопросов на педагогическом совете, качественной стороне решения годовых задач, эффективности методической работы.

Цель методической работы: высококвалифицированный, свободно мыслящий, активно действующий педагог. А в идеале – команда таких людей, которые способны решать профессионально и творчески поставленные задачи.

Содержание методической работы направлено на реализацию годовых задач, запросов педагогов. Годовым планом предусмотрены мероприятия по повышению квалификации всех категорий кадров на основе выявления их потребностей и запросов. В связи с большим количеством педагогов без опыта и стажа работы предусматриваются мероприятия именно с данной категорией педагогов:

-посещение занятий опытных педагогов,

-индивидуальное консультирование,

-тьюторское сопровождение проектной деятельности,

-проведение мастер-классов педагогами с высшей квалификационной категорией и т.д.

Методический кабинет – это центр всей методической работы учреждения дошкольного образования. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

В основу методической работы с кадрами положен диагностический подход, что позволяет выявить положительный опыт работы педагогов, а также существующие проблемы. Посредством диагностики изучается мнение педагогов о содержании обсуждаемых вопросов на педагогическом совете, качественной стороне решения годовых задач, эффективности методической работы.

Цель методической работы: высококвалифицированный, свободно мыслящий, активно действующий педагог. А в идеале – команда таких людей, которые способны решать профессионально и творчески поставленные задачи.

Содержание методической работы направлено на реализацию годовых задач, запросов педагогов. Годовым планом предусмотрены мероприятия по повышению квалификации всех категорий кадров на основе выявления их потребностей и запросов. В связи с большим количеством педагогов без опыта и стажа работы предусматриваются мероприятия именно с данной категорией педагогов:

-посещение занятий опытных педагогов,

-индивидуальное консультирование,

-тьюторское сопровождение проектной деятельности,

-проведение мастер-классов педагогами с высшей квалификационной категорией и т.д.

свернуть
Меню раздела