Советы дефектолога

«10 лучших фильмов про людей с аутизмом»

Герои этой подборки обладают уникальными талантами и способностями, однако речь пойдет вовсе не о супергероях. 2 апреля — всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, и мы собрали 10 важных фильмов о таких людях.

     1. "Человек дождя"

     Драма Барри Левинсона «Человек дождя», наверное, является самым известным фильмом об аутистах. В свое время история о Рэймонде (Дастин Хоффман), саванте с выдающимися математическими способностями, и его циничном брате Чарли Бэббите (Том Круз) собрала сразу четыре «Оскара», «Золотой глобус» и «Золотого медведя» Берлинале. И это притом, что в процессе съемок Круз и Хоффман сильно сомневались в успехе фильма, а Хоффман и вовсе пытался покинуть проект — ему казалось, что играет он просто ужасно. В итоге «Человек дождя» стал, пожалуй, первым фильмом, который смог привлечь внимание широкой общественности к такому феномену, как аутизм. Прототипом Рэймонда стал савант Ким Пик, обладавший феноменальной памятью. Он запоминал до 98% прочитанной информации, кроме того, он выработал определенную технику чтения, позволявшую ему прочитывать стандартный книжный разворот за 8 секунд. К концу жизни Ким помнил около 12 000 ранее прочитанных книг.

     2. "Меня зовут Кхан"

     Ризван Кхан, мусульманин из Индии, переезжает в Сан-Франциско в семью своего брата. С детства Ривзан отличался от сверстников, но при этом обладал определенными талантами, например умел гениально чинить различные механизмы. В Америке ему диагностируют синдром Аспергера. Несмотря на ограничения, которые накладывает этот диагноз, Ризван начинает работать в компании своего брата

     3. "Я — Сэм"

     Сэм Доусон (Шон Пенн), мужчина с задержкой психического развития, работающий в кофейне «Старбакс», остается один на один с новорожденной дочерью, так как ее мать сбегает. Сэм называет дочку Люси Даймонд в честь песни «Битлз» Lucy in the Sky with Diamonds («Люси в небесах с алмазами»). До шести лет Люси растет счастливым ребенком, отец проводит с ней все время и очень трогательно заботится о ней, но в ее седьмой день рождения социальные работники забирают девочку в приют. Через телефонные справочники Сэм находит юридическую компанию, и адвокат Рита Уильямс (Мишель Пфайффер), пораженная трогательной любовью Сэма к дочери, соглашается стать его адвокатом pro bono (на добровольных началах). В съемках фильма «Я — Сэм» приняли участие три человека с ограниченными возможностями, которые играли самих себя: Эндри Стэнли, Джо Розенберг и Брайан Бьялик.

     4. "Тэмпл Грандин"

     Биографическая драма 2010 года рассказывает о жизни женщины-ученого Тэмпл Грандин, считающейся самым известным в мире человеком с диагнозом аутизм. Тэмпл Грандин не говорила до трехлетнего возраста, а также испытывала множественные расстройства поведения. Грандин родилась в 1947 году, когда ученые только начинали говорить о диагнозе аутизм, а обычная публика и слова-то такого не знала. Но благодаря любви и заботе родителей девочка смогла не только развить необходимые социальные навыки, но и добиться того, что недостижимо для многих обычных людей. Так, Тэмпл Грандин стала профессором Университета Колорадо, экспертом в области поведения животных и проектирования скотобоен. Кроме того, Грандин пишет научные статьи на тему аутизма и выступает с лекциями. Ей посвящена глава в книге Оливера Сакса «Антрополог на Марсе».

     5. "Снежный пирог"

     Алекс Хьюз (Алан Рикман), вышедший недавно из тюрьмы за убийство человека, сбившего его сына, соглашается подвезти до дома молодую девушку Вивьен. По нелепой случайности Вивьен погибает в дороге. Хьюз заезжает к матери Вивьен Линде (Сигурни Уивер), чтобы выразить ей свои соболезнования. Но Линду, женщину с высокофункциональным аутизмом, смерть дочери совершенно не расстраивает. Она просит Алекса остаться до вторника, так как в этот день приезжает мусоровоз, а Линда не может прикасаться к мусорным мешкам. Раньше мусорные мешки для нее всегда выносила Вивьен. Алекс, пораженный поведением Линды, остается и организовывает похороны Вивьен. На поминках Линда смеется и танцует. Постепенно Алекс и Линда сближаются и начинают дружить, эта встреча меняет их обоих. 

     6. "Меркурий в опасности"

     Девятилетний мальчик Саймон (Мико Хьюз), страдающий аутизмом, случайно вскрыл секретный правительственный код «Меркурий». Не поддающийся дешифровке код для Саймона является легкой головоломкой, и он совершенно не осознает, что натворил. Руководители АНБ США в ярости, они приказывают убить Саймона, рассматривая его как угрозу национальной безопасности страны. Но волей случая Саймон остается в живых, тогда как его родители погибают. Расследование их убийства поручают агенту ФБР Арту Джеффрису (Брюс Уиллис), который быстро понимает, что к чему, и берется защищать ребенка от длинных рук спецслужб. Во время подготовки к роли Мико Хьюз посещал специальную школу для детей, страдающих аутизмом, а также общался с психиатром, который объяснял ему особенности поведения таких детей.

     7. «Без ума от любви»

     Мелодрама «Без ума от любви» рассказывает историю взаимоотношений двух людей, страдающих синдромом Аспергера. Дональд Мортон (Джош Хартнетт) ведет небольшую группу взаимопомощи для людей, страдающих более тяжелой формой аутизма, чем он сам. Изабелль (Рада Митчелл) попадает в эту группу по рекомендации своего терапевта. Молодые люди начинают испытывать чувства друг к другу и в итоге даже пытаются жить вместе, хотя испытывают серьезные трудности в общении друг с другом. Сценарий фильма является выдуманным, но образы главных героев во многом списаны с реально существующих людей: Джерри и Мэри Ньюпортов, женатой пары савантов. Джерри Ньюпорт, выпускник Мичиганского университета, является талантливым математиком, который умеет проводить сложнейшие вычисления в голове без использования калькулятора. Он также пишет книги о синдроме Аспергера. Его жена Мэри — художник и бывшая учительница музыки.

     8."Мальчик, который умел летать"

     Эрик Гибб, подросток с невербальным аутизмом, большую часть времени проводит на крышах или подоконниках, мечтая научиться летать. Эрик живет со своим спившимся дядей Хьюго, так как его родители погибли в авиакатастрофе. Именно после их трагической гибели Эрик, одержимый желанием их спасти, стал грезить о полетах. Однажды он знакомится с 14-летней Милли, которая вместе с матерью переехала в его город. Подростки начинают общаться, Эрик отвечает своей новой подруге при помощи мимики. Однажды он неожиданно спасает Милли от смертельного падения, после чего ей начинает казаться, что Эрик и в самом деле умеет летать. Фильм Ника Касла, вышедший еще в 1986 году, примечателен тем, что в нем можно увидеть, как люди с невербальным аутизмом общались с другими людьми еще до широкого распространения компьютерных технологий, призванных обучить их навыкам коммуникации.

     9. "Безмолвная схватка"

     Тим Варден, девятилетний аутист, становится свидетелем убийства своих родителей. Шериф полиции, считающий, что убийцей мог быть сам Тим, просит врача Майкла Риверза помочь ему в работе с мальчиком. Риверз, ушедший на покой, сомневается, но соглашается, узнав, что другой психолог предложил накачать Тима лекарствами, чтобы узнать правду. Риверз видит, что Тим любит разрезать игральные карты, он предполагает, что это его способ общаться с другими людьми. Сестра мальчика Сильвия (Лив Тайлер, для которой «Безмолвная схватка» стала дебютным фильмом), во время убийства спрятавшаяся в шкафу, сообщает Риверзу, что Тим очень хорошо умеет подражать чужим голосам. Эти особенности Тима становятся зацепками, которые доктор использует, чтобы распутать клубок преступления.

     10. "Антон тут рядом"

     Документальный фильм «Антон тут рядом» стал режиссерским дебютом киноведа Любови Аркус и сразу же попал в программу 69-го Венецианского кинофестиваля, впоследствии получив премию итальянских интернет-критиков «Серебряная мышь». Картина рассказывает о молодом аутисте Антоне Харитонове, мать которого умирает от рака, после чего ему приходится жить в приютах. Действие фильма охватывает четыре года, за это время Антон скитается из одного приюта в другой и постоянно встречает отторжение со стороны окружающих, в том числе и в единственной в России деревне для аутистов. По словам Аркус, она снимала фильм о каждом человеке, поскольку в каждом из нас живет Другой.

Герои этой подборки обладают уникальными талантами и способностями, однако речь пойдет вовсе не о супергероях. 2 апреля — всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, и мы собрали 10 важных фильмов о таких людях.

     1. "Человек дождя"

     Драма Барри Левинсона «Человек дождя», наверное, является самым известным фильмом об аутистах. В свое время история о Рэймонде (Дастин Хоффман), саванте с выдающимися математическими способностями, и его циничном брате Чарли Бэббите (Том Круз) собрала сразу четыре «Оскара», «Золотой глобус» и «Золотого медведя» Берлинале. И это притом, что в процессе съемок Круз и Хоффман сильно сомневались в успехе фильма, а Хоффман и вовсе пытался покинуть проект — ему казалось, что играет он просто ужасно. В итоге «Человек дождя» стал, пожалуй, первым фильмом, который смог привлечь внимание широкой общественности к такому феномену, как аутизм. Прототипом Рэймонда стал савант Ким Пик, обладавший феноменальной памятью. Он запоминал до 98% прочитанной информации, кроме того, он выработал определенную технику чтения, позволявшую ему прочитывать стандартный книжный разворот за 8 секунд. К концу жизни Ким помнил около 12 000 ранее прочитанных книг.

     2. "Меня зовут Кхан"

     Ризван Кхан, мусульманин из Индии, переезжает в Сан-Франциско в семью своего брата. С детства Ривзан отличался от сверстников, но при этом обладал определенными талантами, например умел гениально чинить различные механизмы. В Америке ему диагностируют синдром Аспергера. Несмотря на ограничения, которые накладывает этот диагноз, Ризван начинает работать в компании своего брата

     3. "Я — Сэм"

     Сэм Доусон (Шон Пенн), мужчина с задержкой психического развития, работающий в кофейне «Старбакс», остается один на один с новорожденной дочерью, так как ее мать сбегает. Сэм называет дочку Люси Даймонд в честь песни «Битлз» Lucy in the Sky with Diamonds («Люси в небесах с алмазами»). До шести лет Люси растет счастливым ребенком, отец проводит с ней все время и очень трогательно заботится о ней, но в ее седьмой день рождения социальные работники забирают девочку в приют. Через телефонные справочники Сэм находит юридическую компанию, и адвокат Рита Уильямс (Мишель Пфайффер), пораженная трогательной любовью Сэма к дочери, соглашается стать его адвокатом pro bono (на добровольных началах). В съемках фильма «Я — Сэм» приняли участие три человека с ограниченными возможностями, которые играли самих себя: Эндри Стэнли, Джо Розенберг и Брайан Бьялик.

     4. "Тэмпл Грандин"

     Биографическая драма 2010 года рассказывает о жизни женщины-ученого Тэмпл Грандин, считающейся самым известным в мире человеком с диагнозом аутизм. Тэмпл Грандин не говорила до трехлетнего возраста, а также испытывала множественные расстройства поведения. Грандин родилась в 1947 году, когда ученые только начинали говорить о диагнозе аутизм, а обычная публика и слова-то такого не знала. Но благодаря любви и заботе родителей девочка смогла не только развить необходимые социальные навыки, но и добиться того, что недостижимо для многих обычных людей. Так, Тэмпл Грандин стала профессором Университета Колорадо, экспертом в области поведения животных и проектирования скотобоен. Кроме того, Грандин пишет научные статьи на тему аутизма и выступает с лекциями. Ей посвящена глава в книге Оливера Сакса «Антрополог на Марсе».

     5. "Снежный пирог"

     Алекс Хьюз (Алан Рикман), вышедший недавно из тюрьмы за убийство человека, сбившего его сына, соглашается подвезти до дома молодую девушку Вивьен. По нелепой случайности Вивьен погибает в дороге. Хьюз заезжает к матери Вивьен Линде (Сигурни Уивер), чтобы выразить ей свои соболезнования. Но Линду, женщину с высокофункциональным аутизмом, смерть дочери совершенно не расстраивает. Она просит Алекса остаться до вторника, так как в этот день приезжает мусоровоз, а Линда не может прикасаться к мусорным мешкам. Раньше мусорные мешки для нее всегда выносила Вивьен. Алекс, пораженный поведением Линды, остается и организовывает похороны Вивьен. На поминках Линда смеется и танцует. Постепенно Алекс и Линда сближаются и начинают дружить, эта встреча меняет их обоих. 

     6. "Меркурий в опасности"

     Девятилетний мальчик Саймон (Мико Хьюз), страдающий аутизмом, случайно вскрыл секретный правительственный код «Меркурий». Не поддающийся дешифровке код для Саймона является легкой головоломкой, и он совершенно не осознает, что натворил. Руководители АНБ США в ярости, они приказывают убить Саймона, рассматривая его как угрозу национальной безопасности страны. Но волей случая Саймон остается в живых, тогда как его родители погибают. Расследование их убийства поручают агенту ФБР Арту Джеффрису (Брюс Уиллис), который быстро понимает, что к чему, и берется защищать ребенка от длинных рук спецслужб. Во время подготовки к роли Мико Хьюз посещал специальную школу для детей, страдающих аутизмом, а также общался с психиатром, который объяснял ему особенности поведения таких детей.

     7. «Без ума от любви»

     Мелодрама «Без ума от любви» рассказывает историю взаимоотношений двух людей, страдающих синдромом Аспергера. Дональд Мортон (Джош Хартнетт) ведет небольшую группу взаимопомощи для людей, страдающих более тяжелой формой аутизма, чем он сам. Изабелль (Рада Митчелл) попадает в эту группу по рекомендации своего терапевта. Молодые люди начинают испытывать чувства друг к другу и в итоге даже пытаются жить вместе, хотя испытывают серьезные трудности в общении друг с другом. Сценарий фильма является выдуманным, но образы главных героев во многом списаны с реально существующих людей: Джерри и Мэри Ньюпортов, женатой пары савантов. Джерри Ньюпорт, выпускник Мичиганского университета, является талантливым математиком, который умеет проводить сложнейшие вычисления в голове без использования калькулятора. Он также пишет книги о синдроме Аспергера. Его жена Мэри — художник и бывшая учительница музыки.

     8."Мальчик, который умел летать"

     Эрик Гибб, подросток с невербальным аутизмом, большую часть времени проводит на крышах или подоконниках, мечтая научиться летать. Эрик живет со своим спившимся дядей Хьюго, так как его родители погибли в авиакатастрофе. Именно после их трагической гибели Эрик, одержимый желанием их спасти, стал грезить о полетах. Однажды он знакомится с 14-летней Милли, которая вместе с матерью переехала в его город. Подростки начинают общаться, Эрик отвечает своей новой подруге при помощи мимики. Однажды он неожиданно спасает Милли от смертельного падения, после чего ей начинает казаться, что Эрик и в самом деле умеет летать. Фильм Ника Касла, вышедший еще в 1986 году, примечателен тем, что в нем можно увидеть, как люди с невербальным аутизмом общались с другими людьми еще до широкого распространения компьютерных технологий, призванных обучить их навыкам коммуникации.

     9. "Безмолвная схватка"

     Тим Варден, девятилетний аутист, становится свидетелем убийства своих родителей. Шериф полиции, считающий, что убийцей мог быть сам Тим, просит врача Майкла Риверза помочь ему в работе с мальчиком. Риверз, ушедший на покой, сомневается, но соглашается, узнав, что другой психолог предложил накачать Тима лекарствами, чтобы узнать правду. Риверз видит, что Тим любит разрезать игральные карты, он предполагает, что это его способ общаться с другими людьми. Сестра мальчика Сильвия (Лив Тайлер, для которой «Безмолвная схватка» стала дебютным фильмом), во время убийства спрятавшаяся в шкафу, сообщает Риверзу, что Тим очень хорошо умеет подражать чужим голосам. Эти особенности Тима становятся зацепками, которые доктор использует, чтобы распутать клубок преступления.

     10. "Антон тут рядом"

     Документальный фильм «Антон тут рядом» стал режиссерским дебютом киноведа Любови Аркус и сразу же попал в программу 69-го Венецианского кинофестиваля, впоследствии получив премию итальянских интернет-критиков «Серебряная мышь». Картина рассказывает о молодом аутисте Антоне Харитонове, мать которого умирает от рака, после чего ему приходится жить в приютах. Действие фильма охватывает четыре года, за это время Антон скитается из одного приюта в другой и постоянно встречает отторжение со стороны окружающих, в том числе и в единственной в России деревне для аутистов. По словам Аркус, она снимала фильм о каждом человеке, поскольку в каждом из нас живет Другой.

свернуть

«Если в семье необычный ребенок»

 Аутизм – очень сложное и разноплановое нарушение развития. Потому ограничимся общими рекомендациями. В каждом конкретном случае должны помогать специалисты (психиатр, психолог, врач, родители, воспитатели). Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех. Мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть.

   Для этого ребенок с аутизмом должен представлять себе будущую жизнь «практически», то есть распланированной. Нужно научить его общаться с другими людьми, обслуживать себя и проводить свободное время. Родители должны создать ребенку эмоциональный психологический комфорт, чувство уверенности и защищенности, а затем, постепенно, осторожно обучать новым навыкам и формам поведения.

   Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в нашем мире, поэтому нужно научиться наблюдать за ним, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами.

   Все проблемы аутичного ребенка нужно решать строго поэтапно, ставя перед собой ближние цели: «Помочь избавиться от страхов», «Научиться реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии», «Подключать ребенка к общим занятиям».

   Многие аутичные дети видят смысл деятельности, когда она тщательно распланирована. Так что наберитесь терпения и рассказывайте, какой будет распорядок дня, куда нужно сходить, что сделать, какую последовательность действий совершить, чем закончить.

   Только в крепкой связке «родители – врач – педагог – психолог» можно решить целый ряд проблем аутичного ребенка. Все действия должны быть настолько слажены, чтоб ребенок чувствовал комфорт от узнаваемости, имел перед собой образ конечного результата каждого действия, учился взаимодействовать.

   Важно не переусердствовать: даже обычный ребенок имеет право на время, проведенное в одиночестве. Не перегружайте ребенка своим вмешательством, давайте ему отдохнуть.

   Семьи, воспитывающие детей с аутизмом, часто нуждаются в помощи, чтобы научиться жить с этой проблемой, верить в своего ребенка и помогать ему в развитии. А ребенку нужны специалисты – педагоги и психологи, чтобы составить и реализовывать индивидуальную развивающую программу.

   Чтобы рассказать миру правду об аутизме, многие родители опубликовали личные истории о воспитании детей с аутизмом. Конечно, опыт одного человека вряд ли повторится в другой семье, но если все, кого это касается, поделятся опытом – каждый получит информацию, понимание и поддержку.

свернуть

Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра

С каждым годом увеличивается количество детей с аутизмом. При этом аутизм не знает ни национальных, ни расовых границ.

В настоящее время в Республике Беларусь набирает обороты система помощи детям с ранним детским аутизмом. Необходимость в интенсивности организации такой помощи очевидна и не вызывает сомнений, т. к. обусловлена высокой частотой выявления таких детей.

По оценкам экспертов различным формам аутизма подвержено до 1% населения. По данным Центра по контролю заболеваемости (США) распространенность РАС составляет 1 случай на 160 новорожденных. То есть частота встречаемости РАС выше, чем изолированная глухота и слепота вместе взятые, чем синдром Дауна, детские онкозаболевания. Следует отметить, что частота аутизма не зависит от географического, расового, национального факторов, от интеллектуального и социального статуса родителей и многих других моментов. Расстройства аутистического спектра  - быстро распространяющиеся заболевание во всех странах мира в последнее десятилетие. Все это подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этого расстройства.

Статистики о том, сколько в Беларуси детей с аутизмом, нет. Но если верить мировой статистике, с аутизмом разной степени тяжести сталкивается каждый 68-й ребенок – значит, каждый год в Беларуси появляется больше 1 000 особенных детей. 

О признании проблемы аутизма общемировой свидетельствует объявление Организации Объединенных Наций 2 апреля - Всемирным днем распространения информации об аутизме, начиная с 2008 года.

В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки развитие системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра было связано с отстаиванием родителей прав своих детей. Действующее в Республике Беларусь, законодательство, активность педагогов, психологов, медиков, родителей детей с аутизмом позволяют осуществлять организацию более эффективной работы по образованию, адаптации и вовлечению таких детей в жизнь общества. Наиболее активную часть родителей, детей с аутизмом, объединяет Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители» во главе с ее директором Татьяной Яковлевой, которые при поддержке ЮНИСЕФ, в мае 2013 года планировали запустить пилотный проект помощи детям с аутизмом, с непосредственным участием представителей Министерства здравоохранения, образования, труда и социальной защиты. Другими словами, родители и мотивированные специалисты испытывают дефицит кадрового ресурса по обучению современным методам и оказанию помощи аутичным детям.

Приоритетом развития детей с аутистическими нарушениями является подготовка к максимально возможной самостоятельной его жизни в обществе. Но, зачастую, родители, стремясь дать своему ребенку формальное образование, ошибочно ставят на первое место уровень овладения им определенным объемом знаний. Специалисты разъясняют родителям приоритеты социализации детей с аутизмом, важность формирования у них общепринятых форм поведения, способности и готовности использовать полученные знания и умения в жизни, когда ребенок не только располагает знаниями, но и может ими пользоваться, обладает способностью и готовностью применять их в условиях возможной независимой самостоятельной жизни.

Интегрированная группа в нашем учреждении образования — это группа, в которой вместе занимаются дети здоровые и дети с особыми потребностями. 

Зачисление обучающихся в группу интегрированного обучения и воспитания осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании:

-заключения Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (с указанием образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования и периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи обучающемуся);

-заявления законного представителя обучающегося.

 

Вопрос о необходимости предоставления ребенку с аутизмом индивидуального сопровождения решает психолого-медико-педагогическая комиссия ЦКРОиР.

Правовую информацию вы можете просмотреть здесь: http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=5801

свернуть

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Гимнастика для рук, ног - дело привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так « без костей »?             Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонки целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

   Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

  Детям двух, трёх, четырёх лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.

   Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

    Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

    Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и всё получится. Занимайтесь с ребёнком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки. 

свернуть

«Компьютерные программы для развития речи детей»

Все родители заинтересованы, чтобы их дети хорошо разговаривали, были развитыми, смышлеными, умели читать и писать еще перед тем, как пойдут в школу. Среди арсенала разнообразных развивающих компьютерных игр, существуют увлекательные и интересные компьютерные игры, которые совершенствует звукопроизношение, лексику, грамматику, развивают связную речь, произвольное внимание, творческие способности детей.

   Но, прежде чем, предложить рассмотреть некоторые их них, я хочу напомнить, что компьютер не должен становиться главным «воспитателем» детей. Чрезмерное увлечение компьютерными играми может принести ребенку вред. Время работы за компьютером для дошкольников разное и зависит от возраста детей. Так, детям до 6 лет можно заниматься не более 20 минут в день, и то желательно с 1-2 перерывами. Детям (7-8 лет) можно увеличить время до 30 минут в день. Родителям также не следует забывать о других правилах, сохраняющих здоровье: занятия за компьютером нужно чередовать с подвижными играми или физическими упражнениями, а компьютерные игры, требующие быстрой мышечной и зрительной реакции, – с более спокойными (головоломками и логическими играми). Если родители смогут подойти к обучению ребенка за компьютером ответственно, оно станет для него полезным и безопасным.

Программа «Игры для Тигры».

     Эти игры разработаны и рецензированы известными деятелями педагогики.

  Программа предназначена для детей от 5-6 лет с нарушениями речи ипозволяет эффективно работать над звукопроизношением, лексикой.В ней представлено более 50 упражнений разного уровня.Красочные рисунки, объемное изображение, анимация объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают программу привлекательной для детей.

  Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. В процессе игры происходит развитие словаря и грамматического строя речи, Общение с компьютерным героем программы – Тигренком способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить с ним в диалог.

Игры «Учимся думать» из серии «Несерьезные уроки».

   «Учимся анализировать». Этот сборник занимательных игр не просто развлечет малыша - он поможет ему приобрести навыки аналитического мышления. Яркие и смешные игры на сопоставление и обобщение, выявление последовательностей, развитие зрительной и слуховой памяти надолго увлекут ребенка и позволят ему учиться легко и весело. А программа будет сама менять уровень сложности заданий в зависимости от успехов маленького игрока. Особенности игры: 6 увлекательных игр. Разные уровни сложности. Грамотно подобранный материал. Задачки на нахождение закономерностей. Возраст: 4-8 лет.

   Вторая версия программы«Учимся запоминать» из серии «Несерьезные уроки»приглашает малышей в живой и красочный игровой мир, полный юмора и увлекательных заданий. Сборник веселых, ярких игр, которые помогут потренировать слуховую и зрительную память ребенка. В беззаботной обстановке в компании симпатичных персонажей малыш не только приобретет устойчивые навыки запоминания, но и пополнит знания об окружающем мире, а также научится решать несложные головоломки.

Игры имеют разные уровни сложности, дополнены анимацией, что повышает интерес к заданию.

Игра «Баба Яга. Пойди туда, не знаю куда…»

   Эта игра на развитие памяти и логики и предназначена для детей от 5 до 7 лет. Рекомендую родителям и детям эту занимательную игру. Игра включает задания на обобщение и классификацию, развитие памяти, на координацию движений, логическое мышление, развитие зрительной памяти. Красочные рисунки, великолепное изображение, анимация, звуковое и музыкальное сопровождение делают программу привлекательной для детей.

Игры «Попугай» и «Лабиринты Али Бабы».

Эти игры направлены на качественное улучшение звукопроизношения и развитие фонематического слуха. 

Развивающие игры «Мерсибо»

С большим удовольствием хочу рекомендовать развивающие игры для детей от 2 до 10 лет портала «Мерсибо».

Развивающие игры «Мерсибо» весьма увлекательны! Играть в них можно как с родителями, так и самостоятельно! Доступ к играм осуществляется онлайн, что позволяет ребёнку заниматься везде, где есть Интернет и компьютер.

Интересными для детей и актуальными для работы по коррекции речевых нарушений являются такие игры:

  1. http://www.logoprog.ru/games/paint-sounds.htmlфлеш-игра. назови слова с нужным звуком и раскрась картинки.
  2. http://logorina.ru/news/prezentacija_ishhem_zvuki_v_slovakh_so_smesharikami/2014-03-01-129  ищем звуки в словах со смешариками.
  3. http://logorina.ru/news/artikuljacionnaja_skazka_belosnezhka_i_sem_gnomov/2013-01-05-7артикуляционная сказка «Белоснежка и семь гномов»
  4. http://igraem.pro/igry-dlya-malyshej/chej-zvuk/чей звук?
  5. http://www.logozavr.ru/1364/ компьютерная игра место в слове звука [л]

   Игры с использованием компьютера очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают специальные компьютерные программы, добиваясь правильного решения игровых задач.

свернуть

«Обогащение и активизация словаря детей дошкольного возраста»

В настоящее время у детей дошкольного возраста все чаще встречаются нарушения речи. Одной из основных особенностей детей данной категории – бедность активного и пассивного словаря.

     Дети имеют ограниченный словарный запас даже на бытовом уровне и способны называть некоторые предметы из близкого окружения и некоторые действия. Они используют только простые предложения из 2-3 слов. Допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании предлогов. У них отсутствует или грубо недоразвита связная речь (1-2 предложения вместо пересказа). Например, при составлении рассказа по теме «Одежда» (название, цвет, из каких частей состоит, для чего предназначена) дети расскажут о рубашке примерно так: «рубашка синяя, ее можно носить», вместо: «Это рубашка. Она синего цвета. У рубашки есть воротник, пуговицы, рукава и карманы. Рубашку носят мальчики, как торжественную одежду».

    Часто при составлении совместного рассказа встречаются такие же однословные ответы по пунктам плана, вместо связного небольшого рассказа. Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать совместными усилиями.

     Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи?

     Для этого ничего специально не нужно организовывать. Не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на регулярную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

     Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

     Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … куклу. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Кукла какая? – красивая, синеглазая, пластмассовая, большая, новая и т. д.). Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи. Тот, кто придумал следующее слово – получает фант. После описания куклы, можно принести еще одну и сравнить обе игрушки - игра с союзом «А» - «Сравни две куклы» (первая кукла большая, а вторая – маленькая, у первой куклы синие глаза, а у второй – зеленые и т. д.

     Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.

    Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий. На прогулке вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

     Полезно, также, проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова, следует объяснить, повторить несколько раз. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

   Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь». Большой интерес вызывают у детей сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка», которые помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.

    На кухне у Вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т. д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.).

    ОБЯЗАТЕЛЬНО называйте все свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т. д., показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает, пусть даже совсем не понятно. Поощряйте любую речевую активность ребенка.

   Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.

   Таким образом, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью.

    С помощью этих нехитрых игровых приемов элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в целом.

Игра «Шаги»

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Все круглое". Каждый игрок может сделать шаг, назвав какой-нибудь предмет круглой формы (мяч, яблоко, арбуз, колобок, колесо, руль, юла, ёжик). Даем минуту на размышление и «Старт!»

Другие темы:

• «Все горячее» (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай,

• «Все мокрое» (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава,

• «Все тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит,

• «Ласковые слова» (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек).

• «Вежливые слова» (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи) и т. д.

Игра «Ассоциации»

Игроки должны придумать как можно больше ассоциаций к изображенному или натуральному предмету. Можно называть свои варианты ассоциаций по очереди:

• Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят).

• Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают).

• Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят).

• Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят)

• Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат).

Игра: «Придумай рассказ»

Для этого упражнения необходимо приготовить сюжетную картинку. С помощью вопросов игроки распространяют предложения и составляют рассказ.

• За столом сидит (КТО) – девочка. Девочка сидит (НА ЧЕМ) – на табуретке. Девочка держит (ЧТО) – кисточку. Девочка (ЧТО ДЕЛАЕТ) – рисует. Девочка рисует (ЧЕМ) – красками. Девочка рисует (ЧТО) – облака, природу, лето…

• «Мальчик катает снежный ком». (КАКОЕ) время года на дворе – зима. (КТО) гуляет на улице? – мальчик. (КАК) мальчик одет? – тепло, по зимнему. (ЧТО) мальчик делает? – катает снежный ком. (ЗАЧЕМ) мальчик катает снежный ком? – мальчик будет лепить снеговика. Впоследствии можно предложить ребенку составить небольшой связный рассказ по этой картине.

     Предлагаю принять во внимание перечисленные выше игры, активно их применять в домашних условиях, а также, принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экскурсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей.

Литература:

Ольга Земцова "Развиваем речь. 2-3 года", 2017

Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.

свернуть

Автоматизация звуков в домашних условиях

Автоматизация звуков в домашних условиях

Дорогие родители!

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к учителю-дефектологу, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете учителя-дефектолога (или при просьбе повторить правильно)  звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям  ввести в речь своих детей поставленные учителем-дефектологом звуки.

Общие положения

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление  условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.    Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи. 

Главная задача этапа автоматизации звуков  – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий. 

Автоматизация звука в слогах. 

Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию. 

Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала автоматизация в обратных слогах, затем – в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

Например, при автоматизации звука «С» в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско. 

На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: сá - са, са - сá,  сá – са - са,

 са - сá - са, са – са - сá . 

Автоматизация звуков в словах.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний. 

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, суп.

Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.

Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо.

Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): оса, косы, весы, овёс и др.

Автоматизация звука «с» в двусложных словах со стечением согласных: сумка, свёкла, стакан, стайка, каска.

Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолёт.

Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста.

Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах без стечения согласных: сороковой, сыроватый.

Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах со стечением согласных: сковорода.

Автоматизация звука в предложениях.

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

В саду жужжат осы.                

У Сани длинные усы.                            

Саня катается на самокате.

У Сони новые осенние сапоги.                               

Оксана спускается с горки на санках.

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

Ас – ас – ас –  у нас дома ананас.                      

Ос – ос – ос –  у Сони в сумке кокос.

Ус – ус – ус –  на окне у Сони фикус.               

Ыс – ыс – ыс –  Денис, пей кумыс.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

В саду темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит.

Советы

Общеизвестно, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Если ваш малыш упорно отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы сами делаете не так.

Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

Многие, начиная заниматься с учителем дефектологом исправлением звукопроизношения, быстро сталкиваются с тем, что задания обычно однообразны и требуют  многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже поэтому увлекательную игру. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных  задач – «придумай», «запомни», «найди» и т.д. Конечно, основная цель ваших занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры. 

А пока вы придумываете свои игры, предлагаем вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове. Этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах должен проходить под контролем учителя дефектолога.

«Загадки».

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком  назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях. 

«Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету» - потому что неживая, затем «ворону» - потому что птица, потом «корову» - потому что домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

 «Слова вокруг нас».

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в детский сад, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее.  Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым. 

Например, такие: 

Очень грустная горилла. Кенгуру заговорила. Три усатых таракашки. Черепаха суп варила. Разноцветные стекляшки. Пуговицы от рубашки.

Или такие:

Ромашки на кармашке                                                                      

На картинке у Кирилла

У маленькой Наташки.                                                                         

Три зубастых крокодила.

А в кармашке у Наташки

Разноцветные стекляшки.

Игр для закрепления звуков во фразе очень много. Вот одна из них, которая нравится многим детям.

«Найди ошибку».

Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили  голову и поймали на чепухе. Попробуйте придумать вместе с ребенком и стихотворные варианты нелепиц. 

Например, такие:  

В море плавают арбузы.  На лугу пасутся розы.

В литературе вы найдете много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в ваших занятиях. Но, наверное, не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.

Самое полезное для вашего маленького ребенка, ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Обучая своего ребенка, занимаясь с ним день за днем, вы обязательно найдете свои интересные решения.

 

 Источник:  сайт Дефектолог.ВУ

Автоматизация звуков в домашних условиях

Дорогие родители!

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к учителю-дефектологу, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете учителя-дефектолога (или при просьбе повторить правильно)  звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям  ввести в речь своих детей поставленные учителем-дефектологом звуки.

Общие положения

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление  условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.    Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи. 

Главная задача этапа автоматизации звуков  – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий. 

Автоматизация звука в слогах. 

Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию. 

Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала автоматизация в обратных слогах, затем – в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

Например, при автоматизации звука «С» в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско. 

На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: сá - са, са - сá,  сá – са - са,

 са - сá - са, са – са - сá . 

Автоматизация звуков в словах.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний. 

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, суп.

Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.

Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо.

Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): оса, косы, весы, овёс и др.

Автоматизация звука «с» в двусложных словах со стечением согласных: сумка, свёкла, стакан, стайка, каска.

Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолёт.

Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста.

Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах без стечения согласных: сороковой, сыроватый.

Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах со стечением согласных: сковорода.

Автоматизация звука в предложениях.

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

В саду жужжат осы.                

У Сани длинные усы.                            

Саня катается на самокате.

У Сони новые осенние сапоги.                               

Оксана спускается с горки на санках.

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

Ас – ас – ас –  у нас дома ананас.                      

Ос – ос – ос –  у Сони в сумке кокос.

Ус – ус – ус –  на окне у Сони фикус.               

Ыс – ыс – ыс –  Денис, пей кумыс.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

В саду темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит.

Советы

Общеизвестно, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Если ваш малыш упорно отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы сами делаете не так.

Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

Многие, начиная заниматься с учителем дефектологом исправлением звукопроизношения, быстро сталкиваются с тем, что задания обычно однообразны и требуют  многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже поэтому увлекательную игру. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных  задач – «придумай», «запомни», «найди» и т.д. Конечно, основная цель ваших занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры. 

А пока вы придумываете свои игры, предлагаем вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове. Этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах должен проходить под контролем учителя дефектолога.

«Загадки».

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком  назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях. 

«Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету» - потому что неживая, затем «ворону» - потому что птица, потом «корову» - потому что домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

 «Слова вокруг нас».

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в детский сад, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее.  Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым. 

Например, такие: 

Очень грустная горилла. Кенгуру заговорила. Три усатых таракашки. Черепаха суп варила. Разноцветные стекляшки. Пуговицы от рубашки.

Или такие:

Ромашки на кармашке                                                                      

На картинке у Кирилла

У маленькой Наташки.                                                                         

Три зубастых крокодила.

А в кармашке у Наташки

Разноцветные стекляшки.

Игр для закрепления звуков во фразе очень много. Вот одна из них, которая нравится многим детям.

«Найди ошибку».

Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили  голову и поймали на чепухе. Попробуйте придумать вместе с ребенком и стихотворные варианты нелепиц. 

Например, такие:  

В море плавают арбузы.  На лугу пасутся розы.

В литературе вы найдете много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в ваших занятиях. Но, наверное, не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.

Самое полезное для вашего маленького ребенка, ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Обучая своего ребенка, занимаясь с ним день за днем, вы обязательно найдете свои интересные решения.

 

 Источник:  сайт Дефектолог.ВУ

свернуть